9830

Дружба навек

Историк Радик ТЕМИРГАЛИЕВ (на снимке) работает уже над третьей своей книгой, которая на этот раз будет посвящена сложным, но интересным взаимоотношениям Казахстана и России в XIX веке. Во время очередного обострения межгосударственной любви, в преддверии создания могучего Евразийского союза очень интересно посмотреть,как же у нас все складывалось там, в непредсказуемом прошлом.

- Сейчас исторические книги пишут все, включая микробиологов и политиков. Хотите внести свою лепту в потный вал самопо­знания?
- Я много лет занимаюсь историей, а работать в научно-популярном формате решил потому, что литературы подобного плана у нас совсем негусто. И очень часто получается так, что люди, заинтересовавшиеся историей, после первого знакомства с тяжеловесными трудами наших научных мастодонтов быстро теряют всякое желание продолжать самообразование по этой части. Я, конечно, тоже далеко не Тарле, но все же читатели довольно часто благодарят меня за легкий и доступный язык, стиль изложения.

- Случались у вас по ходу углубления в знания некие откровения или открытия, идущие вразрез с тем, чему вас учили, или к чему вы, да и вообще общественное мнение привыкли?
- Да, конечно, и такое случалось не раз. Так, начав изучать историю, я поневоле находился под властью стереотипного представления о казахах как о миролюбивом и горемычном народе, постоянно подвергавшемся нападениям кровожадных пришельцев. Но, постепенно изучая источники, я узнал очень много о том, сколько горя и бед приносили нападения казахских батыров соседним народам. Тем же каракалпакам или алтайцам, которые еле уцелели в ходе “этнических чисток” XVIII века. У каждого народа есть свои Катыни, и надо иметь мужество признавать такие вещи.
Каракалпаки, которые появились в казахских степях во второй половине XVI века, после падения Астраханского ханства поселились на Сырдарье и, как правило, подчинялись казахским ханам. Однако в 40-х гг. XVIII в. предводители каракалпаков решили начать самостоятельную политическую игру, и недовольные этим казахские правители организовали серию жестоких набегов на соседний народ. После нескольких погромов значительная часть каракалпаков в 1743 году откочевала на Амударью. Старейшины оставшихся улусов отказались от каких-либо амбиций и прервали начатые переговоры с российскими властями. Впрочем, спустя двадцать лет они, не выдержав постоянных набегов со стороны казахов, ушли вслед за соплеменниками.
Племена алтайских тюрков являлись данниками джунгар, и после падения Джунгарии казахские правители решили установить над горцами свой контроль. Однако алтайцы не желали им подчиняться. Первые набеги начались в зиму 1757-1758 гг. и продолжались около двух лет. О степени лютости этих нападений говорит тот факт, что именами казахских батыров вплоть до недавнего времени пугали детей в алтайских аулах. Судя по всему, от полного истребления алтайцев спасло лишь энергичное вмешательство российских и китайских властей.

- А чем вас XIX век зацепил?
- Это кажется парадоксом, но мы, имея по XIX веку источников больше, чем за всю предыдущую историю казахского народа, обладаем очень малым количеством объективно написанных книг, посвященных этому периоду. Что скрывать, слишком большую роль в истории изучения казахско-русских отношений играли и играют ненаучные факторы. На страницах многих работ история фактически излагается на трамвайном уровне с поиском правых и виноватых. Свою лепту, кстати, вносит и “госзаказ”. Несмотря на тесные и разносторонние взаимоотношения Казахстана и России, даже в официальных учебниках двух стран заметна мелкая подтасовка фактов в соответствии с заданным свыше курсом.
К примеру, авторы казахстанских пособий частенько выдают неправомерные действия отдельных представителей властей за политику российского правительства в целом и не говорят о том, что очень часто таких “деятелей” отдавали под суд. Российские авторы, в свою очередь, любят представить дело таким образом, что лишь вхождение в состав империи спасло казахов от неминуемой гибели в борьбе с Джунгарией или Китаем. Хотя и с этими, и со всеми остальными внешними угрозами в течение того же XVIII века казахские правители справились сами, а российские власти, несмотря на частые обращения, ни разу не оказывали своим подданным воен­ной помощи. Поэтому мне давно уже хотелось написать книгу, которая не будет ни проказахской, ни пророссийской. Надеюсь, что смогу справиться с этой задачей.

- А насколько и как отличалось взаимодействие с Казах­станом царской России и России советской? Из курса школьной истории мы помним, что Россия нагло рекрутировала чабанских юношей, не давая ничего взамен. В то время как СССР принес казахам любовь, балет, центральную канализацию и помидоры сорта “бычье сердце”.
- Очень хороший вопрос, и жаль, что над ним редко задумываются наши профессиональные историки. Ведь после обретения независимости, когда в свете открывшихся фактов была существенно пересмотрена история советского Казахстана, логично было бы ожидать такого же подхода и в отношении имперского периода. Но концепция осталась совковой. И русские цари по-прежнему считаются сволочами, занимавшимися чем угодно, только не улучшением жизни казахского народа.
Между тем за время пребывания в составе Российской империи численность казахов увеличилась в несколько раз. Царские власти также вольно и невольно способствовали постепенному переходу кочевников к оседлому образу жизни, и это обстоятельство в значительной мере помогло уцелеть при коллективизации, устроенной большевиками, хотя бы половине казахского народа. Кроме того, это в царских учебных заведениях была воспитана блистательная волна казахской интеллигенции, которой элита советской эпохи и в подметки не годилась. Конечно, Российская империя не была раем на земле, но казахам вследствие стечения обстоятельств все же жилось лучше, чем многим другим нерусским народам. Так, многие татары специально записывались казахами, чтобы избежать службы в армии.

- Любой историк должен развенчивать мифы. У вас в этом плане какие успехи?
- Самый бессмертный миф или, вернее, серия мифов - это тема джунгарских нашествий. Соперничество между двумя ханствами, конечно, имело место, но вместе с тем широко были развиты политические, экономические и культурные связи. Очень широко практиковались смешанные браки. Джунгары никогда не устраивали казахам никакого геноцида, и все разговоры о сотнях тысяч или даже миллионах павших во время актабан-шубырынды на самом деле не подкреплены никакими фактами. Мифом является и кочующее от историка к историку утверждение, что именно джунгарская угроза являлась причиной вхождения казахского народа в состав Российской империи. На самом деле к 1730 году война с джунгарами была выиграна, и хана Абулхаира, решившего признать себя вассалом Санкт-Петербурга, беспокоили совершенно иные обстоятельства: он хотел при помощи России укрепить собственную власть и сохранить ее за своим потомством.
Вообще то, что джунгары были назначены главным историческим врагом казахского народа, в немалой степени было связано, конечно, и с политкорректными установками советского периода. Джунгар уже не существовало, а к примеру, башкиры, туркмены, калмыки, киргизы являлись братскими социалистическими народами, на конфликтах с которыми было нельзя концентрировать внимание. Например, несколько десятилетий шла упорная борьба за Мангышлак с туркменами, а в середине 60-х гг.
XVIII в. в Семиречье началась война за “джунгарское наследство” между казахами и киргизами. Она с перерывами продолжалась вплоть до конца 70-х гг. и закончилась разделом земель примерно по линии сегодняшней границы Казахстана и Киргизии.

- Вы школьные учебники не читаете, видимо. Все совсем по-другому было.
- Я знакомился с некоторыми учебникам по истории, впечатления у меня остались самые грустные…

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото из архива Радика ТЕМИРГАЛИЕВА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть