5984

Вера и любовь Надежды

Наверное, все в кукольном театре “Зазеркалье” волновались, когда директор Надежда МАЙБО еще одну дочку выдала замуж за американца. А вдруг она теперь тоже уедет туда, к внукам, сытой жизни, в которой можно работать, не думая о завтрашнем дне? А Надежда опять никуда не уехала. Она поставила детский спектакль о любви к родине и рассказывает о нем взахлеб.

- Герои этой истории никак не могут подружиться с ветром, который все время доставляет им неприятности. Только любовь к родному краю делает их друзьями.
Она вообще уверена, что только любовь и вера способны творить чудеса. Говорит, что вся ее жизнь - сплошное чудо. После театрального училища она уехала поработать на Украину, а вернувшись в Алматы, в аэропорту встала на колени и положила руки на асфальт - была счастлива, что вернулась на родину. Счастья в ее жизни много, как и детей. Их трудно разделить на своих и не своих, биологических и приемных - все одинаково выстраданы.

Надя

Ее родная дочка Даша уже училась в школе, когда пришлось заняться воспитанием племянницы, у которой сначала умерла мама, а потом отец. Когда Надюша (племянница - тезка) попала в новую семью, она плохо разговаривала, осталась в первом классе на второй год, имела целый букет диагнозов, ела неопрятно - до отвращения. Через год оказалось, что девочка в семье не временно, а навсегда. Тогда и ушел муж.
- Он так и сказал: или я, или она. А Надюшке нужна была помощь в этой жизни, нужна была любовь. Поэтому я решила, что посвящу свою жизнь детям. Хотя натура я творческая, любвеобильная, и если бы кто-то сказал мне тогда, что смогу прожить без мужчины, - не поверила бы. Но действительно посвятила себя детям.
Молитвы или любовь помогли, но Надюшка через несколько лет превратилась в редкостную умницу и красавицу.  
Сейчас она живет в России, растит дочку Еву и делает потрясающие прически.

Даша

Дочка вернулась домой ночью, в ливень. С двумя детьми, следами от побоев и без вещей. Свекровь давно говорила, что хочет сноху-казашку, и в итоге добилась своего.
- Я отправила дочку в душ, сказала ей, что надо простить свекровь, а сама буквально возопила к Богу. Никогда я так горячо не молилась, как в тот момент. Я сказала, что у нее будет муж, а у детей любящий отец - пусть небогатый, но добрый. Через полгода Даша встретила потрясающего человека, который абсолютно соответствовал моей “заявке”, и уехала с ним. Только тогда я поняла, как далеко Америка, и пожалела, что он действительно не слишком богат... Но еще поняла, что мы очень часто эгоистичны в своей любви, мы не отпускаем детей, лезем к ним со своими советами, пытаемся уберечь от ошибок, которые необходимо совершать самостоятельно, чтобы получить нужный опыт. Конечно, я плакала, но самое главное - она счастлива. Значит, и я здесь тоже счастлива.
Надежда часто бывает в гостях в Америке. Могла бы и работать там - власти предлагали ей открыть детский театр, обещали поддерж­ку. Но Майбо упорно возвращается в Алматы, где ее частный кукольный театр ютится по съемным “квартирам” и кроме восхищения и обещаний от местных властей ничего не видит.

Валечка

С Валей Надежда познакомилась случайно. На церковной службе, где воспитанникам детского дома вручали подарки. С тех пор приезжая со спектаклями в ее детский дом, знала, что приезжает не только к огромной ораве ребятишек, с готовностью называющих Надеж­ду мамой, но и к Валечке.
- Дети смотрели наши спектакли, радовались подаркам, которые мы всегда привозили, но еще важнее им было поговорить. Чтобы кто-то сказал, что все у них в жизни будет хорошо и они обретут семьи. Поскольку мы часто бывали в детском доме и меня там уже хорошо знали, я стала брать иногда домой Валю, ездила с ней в другой детский дом, где воспитывался ее родной брат, помогала им поддерживать отношения.
Конечно, Надежда с удовольствием удочерила бы девочку, но оказалось, что одинокой женщине, имеющей ребенка, сделать это практически невозможно. Прошло много лет, прежде чем Валечка прибежала домой и закричала: “Мама, разрешили патронат, теперь ты точно сможешь меня взять”. Надежда испытала еще один круг хождения по инстанциям, пока не убедилась, что ей это не под силу.
- Если бы наше законодательство иначе относилось к неполным семьям, я бы взяла как минимум десять детдомовских ребят. Я так и не смогла ни преодолеть бюрократических барьеров, ни встретить мужчину-единомышленника, согласного воспитывать самых счастливых детей. Когда Валюшка уже заканчивала школу, я просто сказала ей: “Если твое сердце так же, как и мое, говорит, что я твоя мама, бери вещи и приходи ко мне”. Мы так и сделали - в детском доме хорошо знали о наших отношениях, поэтому препятствий не чинили.
Поступила в престижный вуз на грант, хотя так и не смогла учиться - слишком манил мамин кукольный театр.
- Однажды она мне сказала такие слова: “Мама, я на учебу каждый день иду как на смерть, а к тебе в театр как на праздник...”. И я подумала: кому оно нужно, такое образование через силу? Хочешь быть актрисой - сделаю!
Валя стала потрясающей клоунессой Ленточкой, которую обожали все дети. В этом есть что-то мистическое: когда Валечка вышла замуж и уехала в Америку, потерялся костюм Ленточки - ее героиня ушла из театра вместе с ней.
- Конечно, детдомовские дети, - говорит Надежда, - очень сложные. Их обокрали в самом начале, отвергли, лишили любви, поэтому они так относятся к людям: у них все виноваты, все им должны. Вот это переломить очень трудно - только любовью. А у меня ее достаточно.

Про любовь

- В этой стране так трудно реализовать свою любовь к детям, театру, да и собственно к стране... Не проще уехать?
- Недавно мой шестилетний зритель сказал: “Я не хочу жить: мама с папой все время ссорятся”. Как я могу бросить его? Надо попытаться отогреть любовью. К тому же мы не все можем выбрать - национальность, пол, родина даются при рож­дении. Я родилась здесь. И я действительно люблю эту землю.

- Даже когда на ней происходят ужасные вещи?
- Я могу только молиться, просить Бога, чтобы судьи судили честно, чтобы не было коррупции. Но уехать не могу. Я просто не выживу в другом месте.

- В Министерстве культуры наверняка знают о вашем театре. Вы не пробовали достучаться до сердец чиновников, того же министра Кул-Мухаммеда?
- Мы давно уже бросили это занятие - поняли, что бесполезно. Да, про нас знают, но не обращают внимания. Зачем же тратить силы?

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть

Свежее