43459

Героиновая симфония

Громкое “хоргосское дело”, начавшееся с расследования многолетних контрабандных поставок из Китая через таможенные и пограничные посты “Хоргос” и “Калжат”, спустя два месяца после своего начала вышло совершенно на новый уровень.

Во время обысков у членов обезвреженной группировки, занимавшейся конт-рабандой, были найдены документы, свидетельствующие, что эти же люди в последнее время проявляли большой интерес и к казахстанско-киргизскому участку границы, а именно к контрольно-пропускному пункту “Кордай”. В кунге “Урала”, оборудованного для охоты, который принадлежал начальнику таможни Алматинской области АРТЫКБАЕВУ, были найдены документы с его собственноручными пометками. В одном случае - это таблица расценок на героин в разных регионах Киргизии, причем, судя по пометкам, главный интерес таможенного полковника вызывали цены на героин в Бишкеке и Чуйской долине. Во втором случае это что-то вроде схемы расстановки постов, контролирующих дороги через Кордайский перевал. Здесь красуется пометка Артыкбаева - “засада погранцов”. Если учесть, что Кордайский перевал находится в Жамбылской области, то зачем, спрашивается, начальнику таможни Алматинской области знать тамошнюю расстановку постов? Да и цены на героин - тоже вроде бы лишняя для него информация…

Как оказалось, у многих засветившихся в “хоргосском деле” сотрудников различных правоохранительных органов установились весьма тесные и теплые связи с представителями организованных преступных группировок Жамбылской области и Киргизии, что географически совпадает с путями приграничного героинового трафика.
Казалось бы, что общего у сотрудников силовых структур с бандитами? Но в нашей стране грань между преступным миром и борцами с ним подчас оказывается весьма условна...
Как теперь выясняется, отношения между представителями ОПГ и их антагонистами завязались еще во времена их лихой юности, когда в 15-17 лет они состояли в местных подростковых бандах. Так, в 1996 году жамбылская подростковая группировка “Жапыраковские” схлестнулась с такой же подростковой бандой из другого района. Разборка закончилась перестрелкой, в ходе которой “Жапыраковские” из пистолета убили одного из членов конкурирующей группировки. Подозрение в убийстве пало на подростка по кличке Кабан - сына очень влиятельного в Таразе человека. И тогда один из двух братьев - лидеров группировки “Жапыраковские” - по кличке Жапырак взял вину за убийство на себя. Прошли годы. Подросток, в своем кругу известный по кличке Кабан, вырос и стал работать в КНБ. Подружился с другим чекистом, известным читателям по нашим прежним публикациям как Шаман. Отец Кабана к тому времени стал персоной государственного масштаба - заседает теперь в парламенте. Жапырак и его брат Лукося доросли до статуса криминальных авторитетов известной преступной группировки Тараза “Крыкбаевские”. Но Кабан не забыл услугу, оказанную ему Жапыраком, - уже будучи сотрудником комитета, не раз выручал старого приятеля, когда-то спасшего его от тюрьмы. А ситуации, из которых того приходилось вытаскивать, были одна неприятнее другой. В одном случае даже соучастие в убийстве, за что Жапыраку светило пойти “паровозом” вместо лидера ОПГ “Крыкбаевские” Ергали КРЫКБАЕВЫМ, который сейчас отбывает наказание за это убийство. Но Жапырака не без участия Кабана и его папаши признали невменяемым: во время очередных разборок он получил пулю, но, оклемавшись после ранения, уехал в Россию, где вскоре стал известен под кличкой Паша и теперь числится в федеральном розыске по линии ФСБ. Прячется то в Казахстане, то в Киргизии.
А его брат Лукося в конце 90-х годов стал курсантом Академии КНБ РК, вылетел оттуда за неуставные отношения с другими слушателями этого элитного учебного заведения. Он все так же близок с Кабаном и Шаманом.
Еще один персонаж по прозвищу ТЖ, о котором мы тоже писали, до того как стать сотрудником КНБ, был однокурсником по юрфаку КазГНУ им. аль-Фараби нынешнего лидера группировки Рыжий Алмаз - дважды судимого Каиржана НУРАЛИНА, считавшегося правой рукой одного из отцов казахстанского рэкета - знаменитого Рыжего Алмаза (Несипбая НАСЕНОВА), убитого в 1998 году в Испании.
Лукося оказался другом детства еще одного чекиста в чине майора, родной дядя которого - один из первых руководителей финполиции Алматинской области.

Выяснилось, что эти совершенно разные по роду занятий люди то и дело вступают друг с другом в разные как деловые, так и личные отношения.
Примеры? Пожалуйста!
В 2009 году сотрудник КНБ Шаман переоформил зарегистрированную на его жену алматинскую квартиру в жилом комплексе “Самал Делюкс” (стоимостью порядка 300 тысяч долларов) на мать тех самых двух братьев - Жапырака и Лукоси.
И в тот же день Кабан вместе с Шаманом переоформляют на ту же женщину автомашину “Лексус” LS 460”, которой фактически пользуется его отец - депутат парламента страны. Можно проследить путь другого “Лексуса” GS 300”, который переоформляли сначала на супругу чекиста ТЖ, а потом - на мать тех самых двоих братьев.
В том же 2009 году еще один автомобиль - “Лексус” LX 470” член хоргосской ОПГ по кличке Мико подарил замначальника Акмолинского ДКНБ КУРМАНАЛИЕВУ, ныне арестованному. Потом эту машину у Курманалиева приобретает Шаман, и вскоре она вновь меняет владельца: ее дарят сотруднику специальной информационной службы КНБ РК, занимающейся прослушкой телефонов, контролем интернет-трафика и прочими специфическими направлениями радиоэлектронной разведки…
Вот такие высокие отношения…

В этом винегрете из силовиков и бандитов есть совершенно отдельный ингредиент - Камчибек КОЛЬБАЕВ, коронованный вор в законе по кличке Камча. В силу своего воровского статуса он, конечно же, оказался знаком и с Пашой-Жапыраком, и с его братом Лукосей, и с Каиржаном Нуралиным. Именно он и его люди, по данным российских спецслужб, являются организаторами наркотрафика с юга Киргизии через территорию Казахстана в Россию. Камча обеспечивает доставку героина до границы Казахстана, а дальше за него отвечает некий Есбол, для которого преодоление межгосударственной границы между Казахстаном и Киргизией вовсе не проблема. Возят героин в грузовиках с куриными окорочками. Этот путь известен как “северный маршрут”, и, по мнению россиян, по нему поступает порядка 50 тонн героина в год. Причем ни таможня, ни пограничники за последние годы на Кордае еще ни разу не могли похвастаться крупным уловом.
Сейчас Камча в бегах - скрывается в Арабских Эмиратах…
Между тем источник в правоохранительных органах рассказал мне о видеозаписи одного торжества, проходившего некоторое время назад в Киргизии. На ней, по его словам, запечатлены многие из упомянутых в этой публикации персонажей, сидящие за одним столом с тем самым Камчой. В том числе и те, кто по долгу службы должен бороться с преступностью. Видеозапись в ближайшее время обещали предоставить нашей редакции. Очень любопытно будет посмотреть, как наши правоохранители пировали на одной тусовке с Камчой, которого сам президент США Барак ОБАМА включил в список подлежащих санкциям иностранных наркобаронов.

Недавно в тех же Арабских Эмиратах был задержан один из основных фигурантов “хоргосского дела” Талгат КАИРБАЕВ по кличке Аулие, объявленный в международный розыск по линии Интерпола.
Изначально находившемуся под домашним арестом подполковнику КНБ Ирлану АБДРАХМАНОВУ - Шаману, на днях изменена мера пресечения - он теперь “отдыхает” в камере следственного изолятора. Привезли из Киргизии и таможенника Курмана Артыкбаева. Сейчас решается вопрос о перемене участи еще одного героя этой истории ТЖ - полковника КНБ Талгата ЖАКАЕВА. Судя по тому, сколько коммерсантов его упоминают в своих заявлениях в качестве чуть ли не главного крышевателя контрабандных потоков, он вполне может составить компанию Шаману. Хотя… у ТЖ столько покровителей в самых высоких кабинетах Астаны, что его могут и отпустить восвояси…

Мы не можем назвать имена всех, кто скрывается под кличками. Мы можем только надеяться, что властям хватит мужества довести это дело до конца, так как речь идет о нашей национальной безопасности…

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz

Поделиться
Класснуть