9673

Дым отечества

Дым отечестваУ оралманов поселка Байтерек, расположенного в двух десятках километров от Петропавловска, в середине минувшего декабря окончательно лопнуло терпение. На пике предновогодних морозов, когда столбик термометра опустился ниже тридцатиградусной отметки, они написали коллективное письмо президенту страны, обратились в прокуратуру области и позвали в гости журналистов, чтобы рассказать о том, как их обманули местные власти. Обещания и посулы, которыми их заманивали на историческую родину, по их словам, оказались слишком далеки от встретившей их суровой реальности.

Большинство нынешних обитателей поселка Байтерек приехало в Казах­стан из соседних областей России благодаря объявлению, напечатанному летом минувшего года в газете “Омская правда”. Ловко составленный текст расписывал только блага, не оповещая об условиях их предоставления: “Аким Северо-Казахстанской области приглашает этнических казахов и бывших граждан Казахстана, ныне живущих за рубежом, на постоянное местожительство по программе “Нурлы кош” (“Светлое кочевье”) на 2009-2011 годы. В рамках программы предлагаются благоустроенные коттеджи в микрорайоне “Байтерек”, расположенном в пригороде города Петропавловска, рядом с районным центром Бесколь. Коттеджи предлагаются на выбор: из пеноблока, бруса, ратана, общей площадью 76 кв. метров. Имеются приусадебные участки по 10 соток. В социальный пакет оралмана (репатрианта) входят единовременные пособия, выплачиваемые пропорционально составу семьи. К примеру, на семью из пяти человек выплачиваемое единовременное пособие - 1 миллион 130 тысяч 400 тенге (7700 у.е.). Организуются ознакомительные туры. Уполномоченный государственный орган: ГУ “Департамент комитета по миграции по Северо-Казахстанской области”.
И сейчас оралманы бережно хранят эти вырезки как доказательство обмана.
Как выяснилось, качество этих “коттеджей” оставляет желать лучшего. Проводка в них замыкает из-за того, что протекают крыши, двухкамерные стеклопакеты, не рассчитанные на местные морозы, промерзают и лопаются, промерзают и стены из-за никудышной теплоизоляции, а полы в новых домах уже начали гнить из-за ошибок, допущенных при строительстве. Еще оралманы с удивлением узнали, что за все это быстровозводимое счастье им придется влезать в очень солидные кредиты, а обещанные деньги в полном объеме выплачивать им никто не торопится. В общем, по словам переселенца Сабита ТУРГАНОВА, разница между обещаниями и действительностью оказалась огромной:
- Я начал узнавать о возможности переезда еще в позапрошлом году, а в феврале 2010 года приехал сюда жить. В то время в департаменте миграции мне говорили, мол, дома для нас будут бесплатными. Начал документы оформлять, деньги получил, но не полностью, только 586 тысяч тенге, а 120 тысяч задержали. Получается, что всем, кого ни спросишь, разные суммы выплачивают: то 280 тысяч тенге на человека, то 170 тысяч, и совершенно непонятно, сколько же должно быть на самом деле, потому как фиксированной суммы нет. И часть выплат всем задержали, сообщив, что остатки выдадут только после того, как мы кредитные договоры в Жилстройбанке на эти дома оформим.

Известие о том, что получить документы на жилье оралманы смогут только после оформления кредита, стало для них шоком. Сам дом, как выяснилось, стоит 4 миллиона тенге и прилагающаяся к нему теплица из полиэтилена - еще полтора миллиона. Ежемесячные платежи нужно вносить сразу, а обещанной работы переселенцам власти так и не предоставили.
- В общем, в месяц за дом надо платить 32 тысячи тенге и 11 тысяч тенге - за теплицу, - говорит переселенец из Тюменской области России Мухаммед КАЗБЕКОВ. - А ведь эти дома столько не стоят! И работы нет - с чего платить кредит?! Нужно, чтобы хотя бы у одного из супругов зарплата составляла 70 тысяч.
По словам переселенца Азима ЖУСУПОВА, он, например, вообще готов на любую работу, но нет никакой:
- Я инженер-механик, готов даже слесарем пойти, но никуда не берут. Все сыновья у меня с высшим образованием: посмотрели, развернулись и назад уехали. А качество этих домов отвратительное, если по-честному. И половины суммы они не стоят, что за них требуют. В Петропавловске дома намного лучше по 30 тысяч долларов стоят, и никто не покупает. А здесь, в голой степи, по этой цене они просто никому не нужны…
Оралман Сайран СЕРИКБАЕВ рассказывает, что уже начал задумываться о возвращении в Россию:
- Тут во время комиссии три заместителя акима области приезжали, обещали работу хотя бы одному из супругов. А сейчас в районе сокращения идут. Куда людей устраивать? И теперь все оралманы задумались: а есть ли здесь перспектива, не совершили ли они ошибку, переехав с насиженных мест? Мы ездили и в бюро по трудоустройству и ничего не нашли для себя по специальности. Вообще странно получается: вначале обещали бесплатное жилье, а теперь всех оралманов гонят гуртом в банк. В общем, программа “Нурлы кош” получилась сырая. Привлечь оралманов удалось, а что с ними дальше делать, похоже, никто не знает.
После беседы с переселенцами я обратился с запросом к прокурору Северо-Казахстанской области Аскару ДОСЕКЕНОВУ по поводу проверки обстоятельств, изложенных в жалобах оралманов. И вскоре получил ответ от его заместителя Каната МУСИНА: “В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного, архитектурно-строительного и другого законодательства. По результатам проверки в отношении виновных в допущенных нарушениях субъектов строительства возбуждено и рассмотрено 32 административных производства с наложением на них штрафов на сумму около 2 млн. тенге. В отношении начальника отдела строительства акимата Кызылжарского района возбуждено и расследуется уголовное дело по факту незаконного расходования бюджетных средств в ходе строительства. Жалоба, поступившая от оралманов, участников программы, рассмотрена, заявителям дан мотивированный ответ. Это обращение доведено до сведения акима Северо-Казахстанской области для принятия соответствующих мер, кроме того, направлено в органы финансовой полиции для проведения проверки”.

P.S. Начальник отдела строительства акимата Кызылжарского района Ислам НУРГАЛИЕВ, тот самый, в отношении которого возбуждено уголовное дело, при упоминании об оралманах лишь тяжко вздохнул:
- Им на двух языках разъясняли и памятку давали расписаться об условиях. Никто их не заставляет заключать насильно договоры с Жил­стройсбербанком. Они должны сначала написать сохранные расписки на эти дома и потом в течение пяти лет выплачивать банку накопительную часть суммы в виде половины стоимости дома. В течение всего этого периода они могут забрать накопившиеся деньги! А потом будут выплачивать остаток. Они почему-то не обращают внимания, что дома стоят не 4,2 миллиона тенге, сколько им придется выплачивать в течение 15 лет, а более пяти миллионов. Просто оставшуюся часть погасил бюджет области, а 4,2 миллиона будут возвращены кредитом в бюджет республики. Все дело в том, что в этом же поселке мы вначале выделили 23 дома молодым специалистам, многодетным семьям и нескольким оралманам вообще бесплатно как коммунальное жилье, только за арендную плату. И вот теперь все оралманы тоже хотят свои дома бесплатно получить, но так же не бывает…

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz
Поделиться
Класснуть