7364

В отказе

Они долго избегали разговоров на эту тему. Все надеялись, что обстоятельства изменятся к лучшему. Однако чуда не произошло… Называть подлинные имена и фамилии участников этой трагедии мы не имеем права. Так что назовем нашего маленького героя Бекжаном, а его маму Алтыншаш.

Бекжан родился очень слабым. В первые же дни врачи поставили ребенку диагноз детский церебральный паралич. Медики предлагали Алтыншаш оставить малыша в роддоме, но молодая мама не согласилась. Она была уверена, что ей хватит сил и терпения поставить первенца на ноги. Из того времени, что судьбой было отведено Алтыншаш для заботы о младенце, большую часть она проводила с Бекжаном в больничной палате. Вдобавок ко всему очень скоро выяснилось, что у малыша еще и серьезные проблемы с психикой. Бекжану не было и года, когда его в ходе очередной медицинской процедуры заразили ВИЧ. Произошло это в одной из шымкентских больниц.
Некоторое время семье Алтыншаш удавалось держать тайну в секрете. Однако в маленьком ауле, где все друг друга знают, скрыть это не удалось. Соседи отвернулись от Алтыншаш и ее родни. Они перестали заходить в дом, прекратили общение. Не обращая внимания на косые взгляды и людские пересуды, молодая мама продолжала выхаживать малыша, требовавшего постоянного ухода.
- Алтыншаш должна была неотлучно находиться при нем, - рассказывает президент благотворительного фонда “Защита детей от СПИДа” Жаннета ЖАЗЫКБАЕВА. - Он не мог самостоятельно есть, пить, испражняться. Это вызывало недовольство домашних. У нас ведь в аулах снохи обязаны посвятить себя без остатка мужу и его родителям. Дело дошло до того, что свекор поставил женщину перед выбором: “Либо мы, либо убирайся из дома вместе со своим сыном”. Мы пытались помочь женщине и ребенку, но в конце концов ей пришлось покориться воле свекра.
Уходить женщине с больным ребенком на руках было некуда, она сирота. Деньги, выделенные государством в помощь матерям зараженных детишек, а это полтора миллиона тенге, семья мужа давно потратила на свои нужды. Расставание было тяжелым. Алтыншаш привезла Бекжана в Шымкент в Центр матери и дитя, а затем вернулась домой.
- Несмотря на проблемы с психикой, ребенок все понимал, - вспоминает сотрудница центра Нургуль АБДИРАЛИЕВА. - Тосковал по ней и постоянно плакал. Когда спустя месяц Алтыншаш пришла его проведать, Бекжан вцепился в нее ручонками и не отпускал. Смотреть на это без слез было невозможно.

Полгода назад Бекжана перевели в детский психоневрологический медико-социальный интернат. Мальчику сейчас 5 лет, но его развитие осталось на прежнем уровне. Он не разговаривает, не может самостоятельно есть, почти ничего не видит.
- За два года, что ребенок находится на попечении государства, мать лишь раз навещала его, - отмечает директор интерната Бахытжан СПАБЕКОВА. - Мы разыскали семью Бекжана для оформления документов. По телефону дедушка обещал приехать, но до сих пор никто у нас не появился.
Мы попытались встретиться с Алтыншаш. Ничем не примечательный домик, таких в этом маленьком ауле десятки. Дверь открыла женщина с испуганными глазами. Это была мать Бекжана. Как только 30-летняя женщина узнала о цели нашего визита, ни слова не говоря, захлопнула калитку. Другие члены семьи тоже отказались общаться. Соседи и односельчане не проронили ни слова.
- Это не единичный случай, когда ВИЧ-инфицированные малыши оказываются не нужными своим родным, - отмечает Жаннета Жазыкбаева. - За последние годы шестеро ребятишек попали в дом малютки и другие опекунские учреждения. Двое с самого рождения были отказниками. Еще один мальчик осиротел. Его ВИЧ-позитивная мама умерла от передозировки наркотиками. Мама еще одного мальчика повесилась. Женщина заразилась ВИЧ от своего мужа. Мало того что семья испытывала постоянные финансовые трудности, так еще и приходилось скрывать тайну о ВИЧ-статусе. Одного ребенка усыновила американская пара. Казахстанцы детей с ВИЧ усыновлять не спешат.
И все же одна из маленьких отказников на днях обрела семью. ВИЧ-позитивную девочку, которая с самого рождения жила в шымкентском доме малютки, удочерила одинокая женщина. Распространяться о мотивах, побудивших ее к такому благородному поступку, удочерительница не стала. Однако известно, что с самых пеленок она воспитывает приемную дочь, у которой такой же диагноз - ВИЧ. Эту девочку женщина взяла несколько лет назад из приюта. В тот момент она не знала о статусе ребенка. Желание стать мамой ВИЧ-позитивного ребенка во второй раз было осознанным. Еще одного отказного ребенка забрала домой его бабушка.
Повезет ли также маленькому Бекжану? Вряд ли, полагают врачи…

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Шымкент, тел. 8-701-7887392, е-mail:
zaure_mir@mail.ru
Поделиться
Класснуть