8555

Следствие без правил

Следствие без правилЖители города Рудного Расим БАЙРАМОВ и Александр БРЮХАНОВ сидят в колонии уже почти 2 года. Параллельно силовики занимаются проверкой их заявлений о пытках, под воздействием которых парни признались в краже денег и трех бутылок пива в магазине, за что и получили по 5 лет лишения свободы. Если факты применения недозволенных следственных действий будут доказаны, то обвинительный приговор в отношении 28-летнего Байрамова и 26-летнего Брюханова тут же развалится. Однако сегодня такой поворот событий не устраивает никого - ни суд, ни прокуратуру, ни полицию. Ведь тогда придется заниматься реабилитацией несправедливо осужденных и возмещением причиненного им ущерба.

Обещанное силовиками расследование заявлений о применении пыток длится уже более 20 месяцев. Время от времени родственники осужденных Байрамова и Брюханова в ответ на свои обращения получают письма из прокуратуры, в которых говорится примерно одно и то же: постановление “об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников ГОВД Рудного отменено ввиду необеспечения полноты и всесторонности исследования обстоятельств происшествия. Материал для организации дополнительной проверки направлен в управление собственной безопасности ДВД Костанайской области”. Ну и все на этом.
На днях мать одного из осужденных рудничанка Наталья БАЙРАМОВА выступила на пресс-конференции правозащитников в Костанае. Она заявила о том, что готова искать справедливость в международных инстанциях - у себя в стране уже с ног сбилась, но правды не нашла. А между тем эта история вошла в доклад известной организации “Международная амнистия”, изданный в Великобритании пару месяцев назад под названием “Казахстан: эффективные гарантии против пыток отсутствуют”. Случай Байрамова и Брюханова приводится в нем как один из ярких примеров нарушения прав человека. Скажем больше - случай, поломавший судьбы этих людей.
- Утром 17 июля 2008 года мой сын открыл дверь квартиры двум неизвестным людям в гражданской одежде, - рассказывает Н. Байрамова. - Они увезли его в неизвестном направлении на легковой машине. А ночью нам дважды звонили из ГОВД и сказали, чтобы мы привезли сыну еду и сигареты.
Расима держали в горотделе двое с половиной суток - до 23 часов 40 минут 19 июля. Официальное задержание своевременно оформлено не было, поэтому к нему еще и не допустили адвоката. Та же участь постигла Александра Брюханова. Все это время, утверждает Н. Байрамова, полицейские заставляли парней сознаться в нападении на магазин “Даша”. И весьма преуспели в этом. Подробности работы оперативников Наталья огласила на пресс-конференции:
- Расима таскали за волосы по коридору, били ногами и руками по голове и почкам, не давали спать ночью. Мне позволили встретиться с ним только 19 июля, и я была потрясена тем, как он выглядит. Не в лучшем виде пребывал и Брюханов, которого увидевшая его мать просто не узнала. Попав в СИЗО, он заявил, что его избили полицейские…

В докладе “Международной амнистии” результаты чудовищной работы следствия подытожены так: “После 48 часов предполагаемых побоев, лишения сна и угроз причинения вреда родственникам Расим Байрамов и Александр Брюханов подписали признания. После этого их задержание было официально оформлено, и им сообщили об их правах”.
К этому времени задержанные уже были перепуганы не на шутку. Расим, например, вообще отказывался фиксировать побои, объясняя матери и адвокату, что “будет еще хуже”.
- Я видела синяки на его теле даже спустя 22 дня после задержания… Но переломить ситуацию не смогла. И даже наличие у парней алиби, подтвержденного несколькими свидетелями, не смогло убедить ни следствие, ни суд в их невиновности, - говорит Н. Байрамова.
Один из свидетелей, 26-летний Максим ШКЛЯРУК, утверждает, что едва не стал главным подозреваемым в этом уголовном деле:
- В ГОВД меня обвинили в организации нападения на магазин. К счастью, отец привез следователю выписку из больницы, где было указано, что в день преступления я находился в стационаре. Тогда от меня стали требовать дать показания против Алексея и Расима. Даже сам Байрамов меня об этом просил. Он говорил, что ни в чем не виноват, но уже нет сил терпеть побои. У парней был замученный вид. Потом их увели в другой кабинет. Я слышал доносящиеся оттуда шум, мучительные крики… Но я все же отказался от оговора. Когда рассказал обо всем отцу, он вернулся в ГОВД и сказал: “Что вы делаете? Зачем людей бьете?” А в ответ услышал: “С чего вы взяли? Вашего сына мы не трогали. Уходите”.

В минувшую пятницу, спустя два дня после разоблачительной пресс-конференции, на которой выступила Н. Байрамова, члены общественного совета при ДВД Костанайской области рванули в Кушмурунскую колонию общего режима, где отбывают наказание Алексей Брюханов и Расим Байрамов. Очевидно, чтобы на месте разобраться в ситуации. Однако журналистов с собой не пригласили. Как пояснила пресс-секретарь ДВД Елена КАШАРИНА, “пресс-служба сама все зафиксирует и обо всем сообщит”.
- Но сейчас разговаривать надо не с осужденными, а с полицейскими, которые уже двадцать месяцев не могут, как полагается, расследовать заявления о пытках, - считает замдиректора костанайского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Анастасия КНАУС. - У Байрамова и Брюханова, осужденных на основании выбитых из них признательных показаний, еще есть шанс добиться реабилитации. В связи с этим мы обратились к генпрокурору, который может опротестовать вступивший в силу приговор.
По словам Натальи Байрамовой, если дело не разрешится на национальном уровне, они будут вынуждены искать правды в Комитете ООН по правам человека. И это будет уже второе дело о пытках, допущенных казахстанскими полицейскими. Первое, возникшее всего лишь месяц назад, кстати, тоже было из Костаная (см. “Герасимов против Казахстана”, “Время” от 24.4.2010 г.).

Стас КИСЕЛЁВ, фото предоставлено пресс-службой ДВД Костанайской области и Николая СОЛОВЬЁВА, Костанай

P.S. В минувший вторник пресс-служба ДВД сообщила: “Члены костанайского общественного совета по контролю за деятельностью полиции и представители партии “Нур Отан” встретились в колонии УК 161/4 с Байрамовым и Брюхановым. В ходе продолжительной беседы осужденные отказались от всех претензий к полицейским и написали об этом соответствующее заявление. Но, учитывая наличие в деле справки о телесных повреждениях, решено установить, кто и как нанес вред здоровью этих людей”.
А правозащитник А. Кнаус на это заявила:
- Я не верю, что после двух лет поисков справедливости Байрамов и Брюханов так легко и добровольно могли пойти на попятную. Ведь они прекрасно понимали, что после задушевного разговора с комиссией им нужно возвращаться не домой, а в барак колонии…

Поделиться
Класснуть