14211

Казахстанские пилоты, арестованные в Таиланде: Спасите наши души!

Казахстанские пилоты, арестованные в Таиланде: Спасите наши души!Вчера, 11 января, официальный представитель МИД Казахстана Аскар АБДРАХМАНОВ прокомментировал сообщение газеты Bangkok Post, согласно которому экипажу самолета Ил-76, задержанному в аэропорту тайской столицы с нелегальным грузом оружия на борту, предъявлены новые обвинения.

- По нашей информации, это было уточнение старых обвинений, на общее обвинение эти новые формулировки не влияют, - сказал он на пресс-брифинге в Астане.
А на днях четверо пилотов - граждане Казахстана - передали в нашу редакцию свое обращение к президенту Республики Казахстан Нурсултану НАЗАРБАЕВУ, попросив опубликовать его на страницах газеты “Время”.
Напомним, грузовой самолет Ил-76 с четырьмя казахстанскими и одним белорусским летчиком на борту был задержан в Таиланде 12 декабря 2009 года (см. “Прощай, оружие!”, “Время” от 15.12.2009 г.). Во время досмотра лайнера, следующего из КНДР, на борту были обнаружены ящики с нелегальным военным грузом - гранатометами, портативными зенитно-ракетными комплексами и т. д.
Экипажу предъявили два обвинения: нелегальное хранение оружия и сообщение властям Таи-ланда заведомо ложной информации о характере груза. Сейчас летчики находятся в тюрьме. Срок их нахождения там по решению суда в очередной раз продлен - до 18 января, чтобы следствие завершило опрос всех свидетелей.
Казахстанские пилоты, арестованные в Таиланде: Спасите наши души!Вот что пишут главе нашего государства казахстанские узники тюрьмы Bangkok Remand:
“Уважаемый господин президент Нурсултан Абишевич Назарбаев! К Вам обращается экипаж самолета Ил-76, выполнявшего злополучный рейс AWG-731/732 по маршруту: Киев - Баку - Фуджейра - Бангкок - Пхеньян - Бангкок - Коломбо - Фуджейра - Киев, - граждане Казахстана: командир самолета Ильяс Исакович ИСАКОВ, второй пилот Виталий ШУМКОВ, штурман Виктор АБДУЛЛАЕВ, наземный инженер Александр ЗРЫБНЕВ и гражданин Республики Беларусь Михаил ПЕТУХОВ. Мы выполняли рейс по заданию авиакомпании Air West Georgia и арендатора самолета авиакомпании AirTech из Украины. По контракту мы должны были перевезти общегражданский груз из Пхеньяна в Киев в количестве 35 тонн. Полет в Пхеньян прошел в штатном режиме и без замечаний. Прилетев в Пхеньян вечером 10 декабря 2009 года, мы поехали в гостиницу отдыхать, а наземный инженер Зрыбнев остался следить за загрузкой и правильным балансом самолета.
Рано утром 11 декабря 2009 года, когда мы прибыли на самолет, груз был весь опечатан и опломбирован в ящиках из дерева и в ящиках из железа.
Нам не дали досмотреть груз - объяснили, что он опломбирован и опечатан.
Казахстанские пилоты, арестованные в Таиланде: Спасите наши души!По накладным груз значился как “механические части”, а по виду напоминал части нефтедобывающего оборудования. Да и не наше это дело - досматривать и проверять груз, это дело таможни и границы
(имеется в виду погран-служба. - Ред.) отправляющей стороны.
В полной уверенности, что это груз общегражданский, мы выполнили взлет.
Если бы хоть что-то указывало на то, что это военный груз, то экипаж ОТКАЗАЛСЯ бы от перевозки!
11 декабря 2009 года мы произвели посадку в аэропорту Бангкока. После заруливания на стоянку и открытия дверей прибыли таможенники и пограничники Таиланда. Таможня заподозрила, что это военный груз, и задержала самолет. На следующий день, 12 декабря 2009 года, при огромном количестве военных груз выгрузили и увезли. Мы не присутствовали при вскрытии груза
(выделено нами. - Ред.). После чего, предъявив нам обвинения в том, что мы перевозим военный груз, нас арестовали.
Нас 2 дня держали в полиции, допрашивали и интересовались, знаем ли мы о характере груза. Мы отвечали, что груз общегражданского назначения, а мы только перевозчики!
Затем нас отвезли в суд, где судья выдал ордер на наше задержание на 12 суток и содержание в тюрьме, куда нас отвезли в этот же день и поместили в разные блоки вместе с заключенными, уже получившими сроки за серьезные уголовные преступления.
Представители Республики Казахстан в Таиланде и адвокат писали прошение об освобождении нас под залог, но им было отказано по причине того, что мы являемся иностранными гражданами и можем незаконно покинуть страну, чего мы не собираемся делать.
Казахстанские пилоты, арестованные в Таиланде: Спасите наши души!В наших камерах по 30-40 человек, мы спим на полу на тонком одеяле, подушек нет, свет не выключается, еда ужасная и непригодная к употреблению.
Судья может продлевать срок содержания в тюрьме до 7 раз по 12 дней (итого 84 дня) на время следствия. После чего нам должны предъявить официальное обвинение, и начнется судебный процесс, который может продлиться больше года!
По сообщениям СМИ, мы перевозили 40 тонн вооружения. Нам стало известно, что по законам Таиланда нам грозит от 10 лет тюрьмы вплоть до смертной казни. За что?! Мы только выполняли рейс по перевозке общегражданского груза, как было сказано в контракте и сопроводительных документах! Вся вина должна лечь на отправлявшую сторону! Мы же только перевозчики и выполняли указание авиакомпании и арендатора самолета.
Заключение нас под стражу по ложному обвинению является нарушением наших прав и свобод! Исходя из всего вышесказанного, мы просим вашей защиты и вашего вмешательства как гаранта защиты интересов Республики Казахстан и ее граждан!
КВС
(командир воздушного судна. - Ред.) И. И. ИСАКОВ, 2-й пилот В. С. ШУМКОВ, штурман самолета В. Н. АБДУЛЛАЕВ, наземный инженер А. А. ЗРЫБНЕВ, Бангкок, Таиланд, тюрьма Bangkok Remand”.

Нам удалось связаться с дочерью одного из задержанных летчиков Янной АБДУЛЛАЕВОЙ.
- Янна, есть ли у вас связь с летчиками?
- Да, она осуществляется через дипконсульство Казахстана в Таиланде: задержанные родственники передают письма консулам, а те переправляют их нам электронной почтой. Мы же пишем напрямую родственникам - в тюрьме есть электронный ящик, но работает он только в одну сторону. Мы регулярно созваниваемся с нашей дипмиссией, нас постоянно держат в курсе всех новостей.

- И каковы же последние новости?
- Последний раз их допросили в пятницу, 8 января. На допросе присутствовали казахстанские дипломаты. Тайская сторона предоставила переводчика, но он оказался неквалифицированным, его было очень тяжело понять. Поэтому допроса как такового не было, все прошло поверхностно. Однако тайцы посчитали, что допрос состоялся, и выдали бумагу об этом.
Уверена, права наших родственников нарушаются хотя бы в том, что их держат вместе с уже осужденными. Содержат их плохо - благо наши дипломаты снабжают едой и одеждой. Каждый день в 5 часов утра их выводят из помещения тюрьмы во двор, а там - 35-градусная жара. На улице их держат до 3 часов дня.

- Есть ли у наших летчиков проблемы со здоровьем?
- В целом у папы и его коллег состояние нормальное. Но они все в возрасте: моему папе уже 58 лет, двум его коллегам - 56 и 53 года. Они заслуженные летчики, у них многолетний стаж, награды и никаких нареканий.

- Допустили ли к ним адвоката?
- Сначала власти Таиланда предоставили бесплатного адвоката, но летчики от него отказались и наняли другого, которого оплачивают сами. Этот адвокат - таец, плохо говорит по-английски, но у него есть англоязычные помощники. В нашем консульстве говорят, что он неплохой адвокат.

- Почему вы не выехали в Таиланд?
- Наш МИД нам предлагал, но это очень дорого, а государство может помочь только с бесплатной визой. Авиакомпания AirTech, которая нанимала экипаж, пока не готова покрыть расходы на наши поездки.

- Активно ли эта авиакомпания участвует в судьбе летчиков?
- По нашим данным, нет. Что-то они пытаются делать, переправляют в Таиланд какие-то бумаги. А казахстанская авиакомпания East Wing, в штате которой числятся летчики, вообще никак не озабочена судьбой своих сотрудников. Как нам говорят наши дипломаты, тайская сторона не делает никаких заявлений о ходе расследования. Отчет, который тайцы готовят для ООН, должен быть предоставлен в течение 45 дней с момента задержания, то есть в конце января. Нам ничего не остается, кроме как ждать обнародования этого отчета. В нем - наша последняя надежда.

Виктор БУРДИН, Алматы
Поделиться
Класснуть