Прощай, оружие
Самолет Ил-76, который в минувшую субботу был задержан в Бангкоке с партией оружия на борту и с казахстанско-белорусским экипажем - в пилотской кабине, принадлежал грузинской компании, но был арендован авиаперевозчиком из Новой Зеландии. Эту сенсационную новость сообщил вчера на брифинге в Астане
руководитель пресс-службы МИД Казахстана Ильяс ОМАРОВ. Вчера же уголовный суд Бангкока на 12 дней продлил срок содержания под стражей казахстанского экипажа самолета Ил-76, задержанного 12 декабря в аэропорту столицы Таиланда Дон Мыанге.
Граждане Казахстана - командир судна Ильяс ИСАКОВ, инженер технического обеспечения Александр ЗРЫБНЕВ, штурман Виктор АБДУЛЛАЕВ, второй пилот Виталий ШУМКОВ, а также белорусский пилот Михаил ПЕТУХОВ будут содержаться в центральной тюрьме Клонг Прем тайской столицы Бангкок. Их Ил-76 был задержан властями Таиланда. После досмотра на его борту обнаружили более 35 тонн оружия, в том числе гранатометы, ракеты класса “земля-воздух” и 12 контейнеров с боеприпасами.
Нашим землякам и их белорусскому коллеге уже предъявлены обвинения в незаконном хранении оружия, сообщении ложной информации о характере груза и попытке нелегально провезти оружие через территорию Таиланда. По законам этой страны всем пятерым летчикам грозит наказание вплоть до пожизненного тюремного заключения.
А вот так начиналась эта история.
Опасный груз
12 декабря экипаж грузового самолета Ил-76, летевшего из столицы Северной Кореи Пхеньяна, запросил разрешения на дозаправку в аэропорту Бангкока. Там власти Таиланда и задержали самолет, обнаружив на борту стрелковое оружие, взрывчатку, гранатометы и детали пусковых установок ракет. Общий вес смертоносного груза, по разным данным, - от 35 до 40 тонн.
В сопроводительных документах груз был заявлен как “механизмы для бурения скважин”, а пилот Михаил Петухов во время шестичасового допроса заявил: летчики ничего не знали о военном характере поклажи. В воскресенье к задержанным членам экипажа по их просьбе был прислан переводчик из посольства России в Таиланде.
По информации газеты Bangkok Post, самолет был задержан по просьбе США. Сейчас груз перевезен на одну из военных баз, а его экспертиза назначена на сегодня, 15 декабря. Как выяснилось, задержанный Ил-76 с бортовым номером 4L-AWA зарегистрирован в Грузии на авиакомпанию Air West Georgia. Но грузины сдали его в лизинг украинской авиакомпании.
По утверждению Михаила Петухова, самолет совершал рейс из Незалежной в КНДР и обратно. По пути в Пхеньян он сделал три посадки для дозаправки - в Азербайджане, ОАЭ и Таиланде. На обратном пути - уже с грузом - борт должен был “присесть” в Таиланде и в Шри-Ланке. Кто заказал весь этот оружейный арсенал - неизвестно. Однако, как заявил Петухов, они собирались доставить груз на Украину. По неофициальным же данным властей Таиланда, пунктом назначения должна была стать одна из стран Южной Азии, возможно - Пакистан. По данным других источников, на которые ссылается Bangkok Post, самолет направлялся в Шри-Ланку или же на Ближний Восток. Кстати, по сведениям агентства Интерфакс-Украина, существует версия, что самолет отправился в Северную Корею не из этой страны, а из столицы Белоруссии - Минска.
Третий секретарь управления информации пресс-службы МИД этой страны Юрий КУЛАБУХОВ посоветовал нам всю свежую информацию по инциденту искать на сайте своего ведомства. Но поскольку она оказалась весьма и весьма скудной, мы не могли не переспросить:
- Кто может официально подтвердить или опровергнуть вылет самолета с территории Белоруссии?
- Я подтвердить вам эту информацию не могу, могу передать ваш вопрос пресс-секретарю, перезвоните через полчаса, - ответил г-н Кулабухов.
Спустя некоторое время мы повторили звонок в Минск.
Другой сотрудник пресс-службы этого же министерства, не пожелавший представиться, оказался ничуть не многословнее своего коллеги, добавив лишь, что вряд ли кто-то ответит на вопрос газеты.
США и Россия дают добро
А вот заокеанские дипломаты уже успели выразить свое отношение к происходящему. Как сообщает агентство КазТАГ, заместитель госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберт БЛЕЙК доволен действиями властей Таиланда, задержавших Ил-76.
- Нам приятно, что правительство Таиланда действовало согласно своим обязательствам перед Советом безопасности ООН при проведении инспекции груза этого самолета. Я думаю, что власти Таиланда сделают соответствующее заявление, когда настанет для этого подходящее время, - заявил вчера утром г-н Блейк казахстанским журналистам на церемонии открытия генконсульства США в Алматы. Он предпочел не уточнять, каким образом спецслужбам США стало известно о перевозимом грузе.
- Расследование этого дела находится еще на раннем этапе, - дипломатично заметил мистер Блейк. - Поэтому мне было бы некорректно комментировать его.
Видимо, чувствуя поддержку американцев, в МИД Таиланда вчера пообещали проинформировать ООН о задержании самолета с грузом оружия аж через 45 дней! Об этом во второй половине вчерашнего дня сообщила таиландская англоязычная газета “Нейшн” со ссылкой на представителя МИД своей страны Тани ТОНПАКДИ.
Тем временем Россия тоже обозначила свою позицию.
- Требуется расследование, требуется, чтобы тайские власти доложили всю информацию в Совет безопасности ООН - в соответствующий комитет по санкциям, который и будет рассматривать этот случай, - сказал вчера на брифинге в Москве замглавы МИД РФ Алексей БОРОДАВКИН, на которого ссылается “Интерфакс”. Г-н Бородавкин полагает: задержание Ил-76 - демонстрация эффективности международных санкций в отношении КНДР.
- Хотел бы выразить удовлетворение тем, что санкции, введенные ООН, как показывает этот случай с самолетом, работают, - заявил “Интерфаксу” российский дипломат.
Не ведали, что творили?
Вчера же во второй половине дня в Астане прошел брифинг председателя Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства транспорта и коммуникаций РК Радильбека АДИМОЛДЫ.
- Установлено, что Ил-76 действительно имеет грузинскую регистрацию, - заявил г-н Адимолда. - Он (самолет. - Ред.) раньше состоял в реестре Казахстана, а потом был продан грузинской авиакомпании нашей частной авиакомпанией и выведен из государственного реестра 7 октября 2009 года.
По данным КГА, изначально Ил-76 был собственностью казахстанской частной авиакомпании East Wing. Затем его выкупил другой казахстанский частный авиаперевозчик - авиакомпания “Бейбарс”. Именно последний владелец и продал воздушное судно грузинской авиакомпании Air West Georgia.
Задержанные летчики официально числятся сотрудниками авиакомпании East Wing, но, по информации КГА, находятся в отпуске без содержания. Поясняя, каким образом наши летчики оказались наняты грузинской авиакомпанией, г-н Адимолда заявил:
- Это не противоречит законодательству и мировой практике. Летные свидетельства наших пилотов имеют международный характер.
Шеф КГА клятвенно пообещал: наши пилоты без защиты не останутся - Казахстан постарается оказать им посильную помощь в возвращении на Родину. По его мнению, пилоты действительно могли не знать, что именно везет их транспорт.
- Летный состав должен управлять воздушным судном, - подчеркнул г-н Адимолда. - Они приходят на подготовленный к вылету самолет. Они должны делать свою работу, а не осматривать груз. А согласно грузовой накладной, к воздушной перевозке в качестве груза было предъявлено нефтяное оборудование.
Запятнанная репутация
Однако сам факт того, что нелегальное оружие перевозили отечественные летчики на самолете, который еще недавно был казахстанским, ставит нашу страну в весьма деликатное положение. Тем более что Казахстан не в первый раз оказывается замешан в международном скандале вокруг нелегальных поставок оружия. Так, в середине 90-х годов мы в обход эмбарго попробовали отправить в Югославию зенитно-ракетные комплексы “Игла” - за что замминистра обороны Валерий САПСАЙ попал за решетку. Позже грянул скандал с продажей зенитных орудий советского производства все в ту же Северную Корею. А в конце 90-х достоянием гласности стала история с продажей в КНДР списанных истребителей МиГ-21. Тогда США громко выразили недовольство, с отечественного властного олимпа были свергнуты (правда, только на время) Нуртай АБЫКАЕВ и Мухтар АЛТЫНБАЕВ, а бизнесмен Александр ПЕТРЕНКО - осужден.
В общем, нелегальная торговля оружием - тема для Казахстана очень больная. Именно поэтому мы решили выяснить, что знают о скандале в наших силовых ведомствах - Министерстве обороны и КНБ.
По словам пресс-секретаря КНБ РК Кенжебулата БЕКНАЗАРОВА, казахстанская спецслужба никоим образом не задействована в расследовании инцидента. По крайней мере, пока.
- Разбирательством занимается комитет (гражданской авиации Минтранскома. - Ред.), уже состоялся брифинг. Мы официально заявляем: никаких официальных запросов от Таиланда у нас (в КНБ РК. - Ред.) нет. Если какие-то вопросы у них возникнут, то мы в рамках нашей компетенции оперативно на них ответим, - пояснил он.
Сотрудник пресс-службы Минобороны РК Оксана ПАРПУРА заявила газете “Время”:
- Вам сейчас никто ничего не скажет, потому что у нас торжественные мероприятия, весь руководящий состав находится там. Скажу только, что Министерство обороны к расследованию инцидента никакого отношения не имеет.
Куда определеннее военных высказался председатель КГА Минтранскома Радильбек Адимолда:
- Конечно, этот груз нашей стране не принадлежал, - сообщил Радильбек Окенович в интервью нашему корреспонденту по телефону. - Казахстан никакого отношения к нему не имеет.
Украина и Грузия открестились
Вчера поздно вечером из Киева сообщили: задержанный в Таиланде самолет никакого отношения к Украине не имеет.
- Воздушное судно зарегистрировано в Грузии, а члены экипажа не являются гражданами Украины. Никаких заявок на вылет этого самолета из украинских аэропортов не поступало, - заявил агентству “Интерфакс-Украина” первый замглавы Минтранссвязи “оранжевой республики” Василий ШЕВЧЕНКО. Он также добавил: государственная авиационная администрация не получала документов, подтверждающих факт аренды грузинского самолета украинской авиакомпанией, а “следовательно, данный вопрос не относится к компетенции Министерства транспорта и связи Украины”.
МИД Украины проверяет информацию о возможной причастности своей страны к полету Ил-76, сообщил на вчерашней пресс-конференции в Киеве министр иностранных дел Украины Петр ПОРОШЕНКО.
- Этот самолет не является украинским, в составе экипажа нет украинцев. Уже началось расследование, украинские компетентные органы готовы помочь в этом, - сказал дипломат. По его данным, Ил-76 приземлялся в аэропорту Гостомеля (Киевская область) для дозаправки - но был без груза и уже 8 декабря покинул территорию Украины. Оттуда, по его словам, борт прилетел в Пхеньян, где и был “навьючен” оружием. Куда направлялся самолет из столицы Северной Кореи - пока не установлено.
Официальный Тбилиси тоже вроде бы не при делах. Об этом заявил вчера агентству “РИА Новости” руководитель Единой транспортной администрации Страны роз Георгий БУЧУКУРИ.
- Этот инцидент никакого отношения не имеет к грузинской стороне. Ил-76 принадлежит одной из грузинских авиакомпаний Air West Georgia, которая отдала самолет в лизинг украинской компании SP Trading. Договор о лизинге был заключен 5 ноября, - заявил г-н Бучукури.
А сетевое издание “Грузия-Online” и вовсе утверждает: “Air West Georgia - фактически российская авиакомпания. Хотя ее юридический адрес действительно грузинский (аэропорт Копитнари близ Кутаиси), а фактический - город Москва, аэропорт Внуково. При этом в качестве руководителей West Georgia были названы фамилии гендиректора и главбуха - ЦААВА и ДЗЫГУА. Они с одинаковым успехом могут быть как грузинскими, так и абхазскими”.
МИД уполномочен заявить
Между тем с подачи главы пресс-службы МИД РК в оружейный скандал оказалась втянута еще одна страна - Новая Зеландия.
- По информации дипломатической миссии Казахстана в Таиланде и компетентных органов Казахстана, задержанный в Бангкоке самолет Ил-76 зарегистрирован в Грузии на компанию Air West Georgia. Он был арендован новозеландской компанией SP Trading, LTD для перевозки грузов, - заявил на брифинге в Астане Ильяс Омаров.
По его словам, члены экипажа воздушного судна были наняты в соответствии с международными нормами. Набор пилотов и техников для обслуживания самолета осуществляла грузинская компания.
Сейчас, по данным казахстанского МИД, дипмиссия нашей республики в Бангкоке ведет переговоры с тайской стороной с целью защиты интересов и прав граждан Казахстана. Решается вопрос о том, чтобы члены экипажа самолета были выпущены под залог. По словам Ильяса Омарова, с задержанными казахстанскими гражданами и гражданином Белоруссии уже работают адвокаты.
Крыло войны
- Будете ли вы помогать своим летчикам, попавшим в беду? - спросили мы у вице-президента авиакомпании East Wing Анатолия РОЗЕНФЕЛЬДА.
- Во-первых, летчики не наши. То есть они у нас числятся, но в данный момент не работают. Во-вторых, как мы их можем достать, если даже МИД не может?
- Какое отношение ваша авиакомпания имела к задержанному самолету и грузу?
- Никакого - даже близко.
- Тем не менее еще в этом году вы владели этим самолетом.
- А потом он был продан за границу. А наши летчики могут летать где хотят. У нас сейчас нет работы, кризис, мы не выполняем полеты. Поэтому все наши летчики - на свободных хлебах. У нас они находятся в отпуске без содержания - без ограничения сроков. Когда надо, когда есть рейс - мы им звоним, они приезжают и выполняют его. Кстати, те, кого задержали, очень хорошие летчики, и никаких нареканий у нас не вызывали.
P.S. Таким образом, в скандале с задержанным самолетом оказались - прямо или косвенно - замешаны с десяток стран. Но, несмотря на обилие поступающей информации, до сих пор нет ответа на три главных вопроса: кто произвел обнаруженное в самолете оружие? кто его продал? и кому оно предназначалось? Мы будем следить за развитием ситуации.
Виктор БУРДИН, Александра АЛЁХОВА, Алматы, Маргарита НИКИТИНА, Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ, Астана, графика Владимира КАДЫРБАЕВА
Комментарий в тему
Евгений ДОБРЯК, депутат Верховной рады: Украина ничего не нарушала
Мы связались с народным депутатом Украины, главой подкомитета по вопросам глобальной безопасности и международного сотрудничества комитета иностранных дел Верховной рады Евгением ДОБРЯКОМ (на снимке).
- Евгений Дмитриевич, власти Украины уже сделали официальное заявление по поводу инцидента. Какой информацией владеете вы?
- Груз не является украинским и не предназначался Украине, ни один из членов экипажа не имеет украинского гражданства, об этом официальное заявление сделал министр иностранных дел Украины. Я уверен в том, что Украина не могла нарушать никаких процедурных и законодательных моментов в вопросах поставки вооружения и считаю данный инцидент по отношению к Украине недоразумением.
- Никто и не говорил, что во всем виновата Украина, речь идет только о заявлении властей Грузии, что арестованный самолет был арендован Украиной. Есть неподтвержденная информация, что оружие везли в Шри-Ланку или ближневосточные страны. Что вы думаете по этому поводу?
- Основная масса стран Ближнего Востока имеет право покупать и продавать оружие. Это и Саудовская Аравия, и Катар, и Оман. Вопросы (правомерности импорта оружия. - А. А.) могут быть только в отношении Ирака, Ирана или Сирии. Но точными данными я пока не обладаю. Думаю, что уже завтра (15 декабря. - А. А.) у меня будет определенная информация по этому поводу.
Граждане Казахстана - командир судна Ильяс ИСАКОВ, инженер технического обеспечения Александр ЗРЫБНЕВ, штурман Виктор АБДУЛЛАЕВ, второй пилот Виталий ШУМКОВ, а также белорусский пилот Михаил ПЕТУХОВ будут содержаться в центральной тюрьме Клонг Прем тайской столицы Бангкок. Их Ил-76 был задержан властями Таиланда. После досмотра на его борту обнаружили более 35 тонн оружия, в том числе гранатометы, ракеты класса “земля-воздух” и 12 контейнеров с боеприпасами.
Нашим землякам и их белорусскому коллеге уже предъявлены обвинения в незаконном хранении оружия, сообщении ложной информации о характере груза и попытке нелегально провезти оружие через территорию Таиланда. По законам этой страны всем пятерым летчикам грозит наказание вплоть до пожизненного тюремного заключения.
А вот так начиналась эта история.
Опасный груз
12 декабря экипаж грузового самолета Ил-76, летевшего из столицы Северной Кореи Пхеньяна, запросил разрешения на дозаправку в аэропорту Бангкока. Там власти Таиланда и задержали самолет, обнаружив на борту стрелковое оружие, взрывчатку, гранатометы и детали пусковых установок ракет. Общий вес смертоносного груза, по разным данным, - от 35 до 40 тонн.
В сопроводительных документах груз был заявлен как “механизмы для бурения скважин”, а пилот Михаил Петухов во время шестичасового допроса заявил: летчики ничего не знали о военном характере поклажи. В воскресенье к задержанным членам экипажа по их просьбе был прислан переводчик из посольства России в Таиланде.
По информации газеты Bangkok Post, самолет был задержан по просьбе США. Сейчас груз перевезен на одну из военных баз, а его экспертиза назначена на сегодня, 15 декабря. Как выяснилось, задержанный Ил-76 с бортовым номером 4L-AWA зарегистрирован в Грузии на авиакомпанию Air West Georgia. Но грузины сдали его в лизинг украинской авиакомпании.
По утверждению Михаила Петухова, самолет совершал рейс из Незалежной в КНДР и обратно. По пути в Пхеньян он сделал три посадки для дозаправки - в Азербайджане, ОАЭ и Таиланде. На обратном пути - уже с грузом - борт должен был “присесть” в Таиланде и в Шри-Ланке. Кто заказал весь этот оружейный арсенал - неизвестно. Однако, как заявил Петухов, они собирались доставить груз на Украину. По неофициальным же данным властей Таиланда, пунктом назначения должна была стать одна из стран Южной Азии, возможно - Пакистан. По данным других источников, на которые ссылается Bangkok Post, самолет направлялся в Шри-Ланку или же на Ближний Восток. Кстати, по сведениям агентства Интерфакс-Украина, существует версия, что самолет отправился в Северную Корею не из этой страны, а из столицы Белоруссии - Минска.
Третий секретарь управления информации пресс-службы МИД этой страны Юрий КУЛАБУХОВ посоветовал нам всю свежую информацию по инциденту искать на сайте своего ведомства. Но поскольку она оказалась весьма и весьма скудной, мы не могли не переспросить:
- Кто может официально подтвердить или опровергнуть вылет самолета с территории Белоруссии?
- Я подтвердить вам эту информацию не могу, могу передать ваш вопрос пресс-секретарю, перезвоните через полчаса, - ответил г-н Кулабухов.
Спустя некоторое время мы повторили звонок в Минск.
Другой сотрудник пресс-службы этого же министерства, не пожелавший представиться, оказался ничуть не многословнее своего коллеги, добавив лишь, что вряд ли кто-то ответит на вопрос газеты.
США и Россия дают добро
А вот заокеанские дипломаты уже успели выразить свое отношение к происходящему. Как сообщает агентство КазТАГ, заместитель госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберт БЛЕЙК доволен действиями властей Таиланда, задержавших Ил-76.
- Нам приятно, что правительство Таиланда действовало согласно своим обязательствам перед Советом безопасности ООН при проведении инспекции груза этого самолета. Я думаю, что власти Таиланда сделают соответствующее заявление, когда настанет для этого подходящее время, - заявил вчера утром г-н Блейк казахстанским журналистам на церемонии открытия генконсульства США в Алматы. Он предпочел не уточнять, каким образом спецслужбам США стало известно о перевозимом грузе.
- Расследование этого дела находится еще на раннем этапе, - дипломатично заметил мистер Блейк. - Поэтому мне было бы некорректно комментировать его.
Видимо, чувствуя поддержку американцев, в МИД Таиланда вчера пообещали проинформировать ООН о задержании самолета с грузом оружия аж через 45 дней! Об этом во второй половине вчерашнего дня сообщила таиландская англоязычная газета “Нейшн” со ссылкой на представителя МИД своей страны Тани ТОНПАКДИ.
Тем временем Россия тоже обозначила свою позицию.
- Требуется расследование, требуется, чтобы тайские власти доложили всю информацию в Совет безопасности ООН - в соответствующий комитет по санкциям, который и будет рассматривать этот случай, - сказал вчера на брифинге в Москве замглавы МИД РФ Алексей БОРОДАВКИН, на которого ссылается “Интерфакс”. Г-н Бородавкин полагает: задержание Ил-76 - демонстрация эффективности международных санкций в отношении КНДР.
- Хотел бы выразить удовлетворение тем, что санкции, введенные ООН, как показывает этот случай с самолетом, работают, - заявил “Интерфаксу” российский дипломат.
Не ведали, что творили?
Вчера же во второй половине дня в Астане прошел брифинг председателя Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства транспорта и коммуникаций РК Радильбека АДИМОЛДЫ.
- Установлено, что Ил-76 действительно имеет грузинскую регистрацию, - заявил г-н Адимолда. - Он (самолет. - Ред.) раньше состоял в реестре Казахстана, а потом был продан грузинской авиакомпании нашей частной авиакомпанией и выведен из государственного реестра 7 октября 2009 года.
По данным КГА, изначально Ил-76 был собственностью казахстанской частной авиакомпании East Wing. Затем его выкупил другой казахстанский частный авиаперевозчик - авиакомпания “Бейбарс”. Именно последний владелец и продал воздушное судно грузинской авиакомпании Air West Georgia.
Задержанные летчики официально числятся сотрудниками авиакомпании East Wing, но, по информации КГА, находятся в отпуске без содержания. Поясняя, каким образом наши летчики оказались наняты грузинской авиакомпанией, г-н Адимолда заявил:
- Это не противоречит законодательству и мировой практике. Летные свидетельства наших пилотов имеют международный характер.
Шеф КГА клятвенно пообещал: наши пилоты без защиты не останутся - Казахстан постарается оказать им посильную помощь в возвращении на Родину. По его мнению, пилоты действительно могли не знать, что именно везет их транспорт.
- Летный состав должен управлять воздушным судном, - подчеркнул г-н Адимолда. - Они приходят на подготовленный к вылету самолет. Они должны делать свою работу, а не осматривать груз. А согласно грузовой накладной, к воздушной перевозке в качестве груза было предъявлено нефтяное оборудование.
Запятнанная репутация
Однако сам факт того, что нелегальное оружие перевозили отечественные летчики на самолете, который еще недавно был казахстанским, ставит нашу страну в весьма деликатное положение. Тем более что Казахстан не в первый раз оказывается замешан в международном скандале вокруг нелегальных поставок оружия. Так, в середине 90-х годов мы в обход эмбарго попробовали отправить в Югославию зенитно-ракетные комплексы “Игла” - за что замминистра обороны Валерий САПСАЙ попал за решетку. Позже грянул скандал с продажей зенитных орудий советского производства все в ту же Северную Корею. А в конце 90-х достоянием гласности стала история с продажей в КНДР списанных истребителей МиГ-21. Тогда США громко выразили недовольство, с отечественного властного олимпа были свергнуты (правда, только на время) Нуртай АБЫКАЕВ и Мухтар АЛТЫНБАЕВ, а бизнесмен Александр ПЕТРЕНКО - осужден.
В общем, нелегальная торговля оружием - тема для Казахстана очень больная. Именно поэтому мы решили выяснить, что знают о скандале в наших силовых ведомствах - Министерстве обороны и КНБ.
По словам пресс-секретаря КНБ РК Кенжебулата БЕКНАЗАРОВА, казахстанская спецслужба никоим образом не задействована в расследовании инцидента. По крайней мере, пока.
- Разбирательством занимается комитет (гражданской авиации Минтранскома. - Ред.), уже состоялся брифинг. Мы официально заявляем: никаких официальных запросов от Таиланда у нас (в КНБ РК. - Ред.) нет. Если какие-то вопросы у них возникнут, то мы в рамках нашей компетенции оперативно на них ответим, - пояснил он.
Сотрудник пресс-службы Минобороны РК Оксана ПАРПУРА заявила газете “Время”:
- Вам сейчас никто ничего не скажет, потому что у нас торжественные мероприятия, весь руководящий состав находится там. Скажу только, что Министерство обороны к расследованию инцидента никакого отношения не имеет.
Куда определеннее военных высказался председатель КГА Минтранскома Радильбек Адимолда:
- Конечно, этот груз нашей стране не принадлежал, - сообщил Радильбек Окенович в интервью нашему корреспонденту по телефону. - Казахстан никакого отношения к нему не имеет.
Украина и Грузия открестились
Вчера поздно вечером из Киева сообщили: задержанный в Таиланде самолет никакого отношения к Украине не имеет.
- Воздушное судно зарегистрировано в Грузии, а члены экипажа не являются гражданами Украины. Никаких заявок на вылет этого самолета из украинских аэропортов не поступало, - заявил агентству “Интерфакс-Украина” первый замглавы Минтранссвязи “оранжевой республики” Василий ШЕВЧЕНКО. Он также добавил: государственная авиационная администрация не получала документов, подтверждающих факт аренды грузинского самолета украинской авиакомпанией, а “следовательно, данный вопрос не относится к компетенции Министерства транспорта и связи Украины”.
МИД Украины проверяет информацию о возможной причастности своей страны к полету Ил-76, сообщил на вчерашней пресс-конференции в Киеве министр иностранных дел Украины Петр ПОРОШЕНКО.
- Этот самолет не является украинским, в составе экипажа нет украинцев. Уже началось расследование, украинские компетентные органы готовы помочь в этом, - сказал дипломат. По его данным, Ил-76 приземлялся в аэропорту Гостомеля (Киевская область) для дозаправки - но был без груза и уже 8 декабря покинул территорию Украины. Оттуда, по его словам, борт прилетел в Пхеньян, где и был “навьючен” оружием. Куда направлялся самолет из столицы Северной Кореи - пока не установлено.
Официальный Тбилиси тоже вроде бы не при делах. Об этом заявил вчера агентству “РИА Новости” руководитель Единой транспортной администрации Страны роз Георгий БУЧУКУРИ.
- Этот инцидент никакого отношения не имеет к грузинской стороне. Ил-76 принадлежит одной из грузинских авиакомпаний Air West Georgia, которая отдала самолет в лизинг украинской компании SP Trading. Договор о лизинге был заключен 5 ноября, - заявил г-н Бучукури.
А сетевое издание “Грузия-Online” и вовсе утверждает: “Air West Georgia - фактически российская авиакомпания. Хотя ее юридический адрес действительно грузинский (аэропорт Копитнари близ Кутаиси), а фактический - город Москва, аэропорт Внуково. При этом в качестве руководителей West Georgia были названы фамилии гендиректора и главбуха - ЦААВА и ДЗЫГУА. Они с одинаковым успехом могут быть как грузинскими, так и абхазскими”.
МИД уполномочен заявить
Между тем с подачи главы пресс-службы МИД РК в оружейный скандал оказалась втянута еще одна страна - Новая Зеландия.
- По информации дипломатической миссии Казахстана в Таиланде и компетентных органов Казахстана, задержанный в Бангкоке самолет Ил-76 зарегистрирован в Грузии на компанию Air West Georgia. Он был арендован новозеландской компанией SP Trading, LTD для перевозки грузов, - заявил на брифинге в Астане Ильяс Омаров.
По его словам, члены экипажа воздушного судна были наняты в соответствии с международными нормами. Набор пилотов и техников для обслуживания самолета осуществляла грузинская компания.
Сейчас, по данным казахстанского МИД, дипмиссия нашей республики в Бангкоке ведет переговоры с тайской стороной с целью защиты интересов и прав граждан Казахстана. Решается вопрос о том, чтобы члены экипажа самолета были выпущены под залог. По словам Ильяса Омарова, с задержанными казахстанскими гражданами и гражданином Белоруссии уже работают адвокаты.
Крыло войны
- Будете ли вы помогать своим летчикам, попавшим в беду? - спросили мы у вице-президента авиакомпании East Wing Анатолия РОЗЕНФЕЛЬДА.
- Во-первых, летчики не наши. То есть они у нас числятся, но в данный момент не работают. Во-вторых, как мы их можем достать, если даже МИД не может?
- Какое отношение ваша авиакомпания имела к задержанному самолету и грузу?
- Никакого - даже близко.
- Тем не менее еще в этом году вы владели этим самолетом.
- А потом он был продан за границу. А наши летчики могут летать где хотят. У нас сейчас нет работы, кризис, мы не выполняем полеты. Поэтому все наши летчики - на свободных хлебах. У нас они находятся в отпуске без содержания - без ограничения сроков. Когда надо, когда есть рейс - мы им звоним, они приезжают и выполняют его. Кстати, те, кого задержали, очень хорошие летчики, и никаких нареканий у нас не вызывали.
P.S. Таким образом, в скандале с задержанным самолетом оказались - прямо или косвенно - замешаны с десяток стран. Но, несмотря на обилие поступающей информации, до сих пор нет ответа на три главных вопроса: кто произвел обнаруженное в самолете оружие? кто его продал? и кому оно предназначалось? Мы будем следить за развитием ситуации.
Виктор БУРДИН, Александра АЛЁХОВА, Алматы, Маргарита НИКИТИНА, Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ, Астана, графика Владимира КАДЫРБАЕВА
Комментарий в тему
Евгений ДОБРЯК, депутат Верховной рады: Украина ничего не нарушала
Мы связались с народным депутатом Украины, главой подкомитета по вопросам глобальной безопасности и международного сотрудничества комитета иностранных дел Верховной рады Евгением ДОБРЯКОМ (на снимке).
- Евгений Дмитриевич, власти Украины уже сделали официальное заявление по поводу инцидента. Какой информацией владеете вы?
- Груз не является украинским и не предназначался Украине, ни один из членов экипажа не имеет украинского гражданства, об этом официальное заявление сделал министр иностранных дел Украины. Я уверен в том, что Украина не могла нарушать никаких процедурных и законодательных моментов в вопросах поставки вооружения и считаю данный инцидент по отношению к Украине недоразумением.
- Никто и не говорил, что во всем виновата Украина, речь идет только о заявлении властей Грузии, что арестованный самолет был арендован Украиной. Есть неподтвержденная информация, что оружие везли в Шри-Ланку или ближневосточные страны. Что вы думаете по этому поводу?
- Основная масса стран Ближнего Востока имеет право покупать и продавать оружие. Это и Саудовская Аравия, и Катар, и Оман. Вопросы (правомерности импорта оружия. - А. А.) могут быть только в отношении Ирака, Ирана или Сирии. Но точными данными я пока не обладаю. Думаю, что уже завтра (15 декабря. - А. А.) у меня будет определенная информация по этому поводу.
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть