Простак - находка для юриста
На днях в Медеуском районном суде Алматы закончился судебный процесс по делу директора ТОО “Batyr Gold” Елены ТРЕТЬЯК. На протяжении нескольких лет мошенница делала вид, что оказывала алматинцам юридическую помощь, а сама тем временем переписывала на себя и на своих подельников недвижимость и автомобили клиентов, брала от их имени кредиты.
Алматинцы, которые попались в сети Третьяк, даже и предположить не могли, откуда ждать подвоха. Вот лишь некоторые эпизоды, установленные следствием и судом.
Нехорошая квартира
В середине 2005 года Елена Третьяк узнала, что квартира № 22 в 44-м доме на улице Шевченко в Алматы длительное время пустует. Оказывается, родственники несколько месяцев искали хозяйку квартиры Мунзилу САЙФУТДИНОВУ и даже подали заявление в полицию, где женщина числилась без вести пропавшей. Предприимчивая юристка смекнула, что может воспользоваться ситуацией в своих корыстных целях. Для этого ей понадобилась посторонняя помощь, и она подоспела быстро - в лице знакомых Третьяк Светланы НОВИКОВОЙ и Дениса ЧОЛОВИНЦА.
Троица действовала быстро и профессионально. Сначала, используя свои связи, Елена приобрела поддельную доверенность якобы от нотариуса в Свердловской области России. В ней было указано, что Сайфутдинова предоставляет Новиковой право распоряжаться своей квартирой. После этого Новикова и Чоловинец заключают между собой фиктивный договор купли-продажи и заверяют его у нотариуса. Естественно, никаких денежных операций мошенники между собой не проводили. На основании этого документа квартиру в считанные дни переоформили в Центре по недвижимости на имя Чоловинца, а тот, в свою очередь, переписал ее на Третьяк.
Летом 2006 года Третьяк продала жилье за 115 тыс. долларов. Эти деньги она поделила со своими подельниками. Как выяснилось позже, Мунзила Сайфутдинова все это время была в Англии. Там она стала жертвой теракта, в результате которого лишилась стопы и очень долго лечилась. После этого вернулась в Алматы и обнаружила, что у ее квартиры - новый хозяин.
Дары от покойника
В мае 2007 года в фирму Елены Третьяк обратились алматинка Ульяна КРЕМЕНЕЦКАЯ, а чуть позже - и ее дочь, Галина КРЕМЕНЕЦКАЯ. Женщины попросили оказать им юридическую помощь в оформлении прав на наследство их умершего мужа и отца Юрия КРЕМЕНЕЦКОГО. А наследство это было весьма весомым: квартира в центре Алматы, гараж и два автомобиля - “Мазда” и “Жигули”. Аферистка с дипломом юриста вызывается помочь и заключает с женщинами договор, при этом не забыв содрать с наследниц 1,2 миллиона тенге за свои услуги.
Имея на руках оригиналы документов, которые послушно принесли юристу родственники умершего, Третьяк быстренько состряпала поддельную доверенность на право управления, снятия с учета и продажи “Жигулей”, якобы заверенную нотариусом в городе Кульсары Западно-Казахстанской области. Такой же документ Третьяк получила и на “Мазду”, только в этом случае доверенность была оформлена нотариусом из Кокшетау. Выходило, что умерший Юрий Кременецкий “подарил” Третьяк две машины и при этом даже умудрился “расписаться” в документах. 6 августа 2007 года мошенница разом продала оба автомобиля.
Бомж-банкир
15 августа 2008 года в юридическую контору Третьяк обратились пенсионер Роман НИГАЙ и его квартирант Асет МУЗДЫБАЕВ с просьбой оказать им содействие в получении кредита.
- Асет собирался купить у меня мой частный дом, а я хотел, продав его, переехать в благоустроенную квартиру, - рассказывает Нигай. - Поскольку денег у квартиранта не было, он решил взять кредит, чтобы расплатиться со мной. Знакомые свели нас с Третьяк, которая предложила помочь с оформлением кредита. В качестве залога, мы естественно, выставляли мой дом. Я оформил на Муздыбаева доверенность на право распоряжаться домом и стал ждать денег.
И снова в голове Третьяк созрел коварный план. Для начала она потребовала с клиентов полмиллиона тенге - за посреднические услуги. Затем предложила знакомому своего сожителя - классическому бомжу по фамилии ЛИТВИНОВ - заработать тысячу долларов. Она познакомила его с Муздыбаевым, выдав приодетого и отмытого бродягу за менеджера коммерческого банка, который может помочь в получении кредита. Третьяк стала убеждать Муздыбаева, что надо переоформить дом на Литвинова - якобы так ему будет проще получить кредит в “своем” банке. Весь полученный кредит бомж-банкир поклялся отдать Муздыбаеву. В этот же день Муздыбаев и Литвинов заключили между собой договор купли-продажи. Уже через пять дней, 2 сентября 2008 года, Третьяк переоформила дом на Литвинова в Центре недвижимости.
В октябре 2008 года она предложила Литвинову взять кредит под залог его нового дома. Долго уговаривать новоиспеченного домовладельца не пришлось, и уже 24 октября Литвинов получил в микрокредитной организации SBC 4,8 миллиона тенге. Все деньги, как нетрудно догадаться, он отдал Третьяк.
- Она не раз брала у нас микрокредиты, - рассказывает бывший советник руководителя по правовым вопросам SBC Руслан ФЕНДРИКОВ. - С документами у Елены все было в порядке, и мы и не сомневались, что она вернет долг. Но в течение полугода ни одного платежа не было произведено, и мы забеспокоились. Оказалось, на нее завели уголовное дело...
Первая жалоба на юристку-аферистку поступила в правоохранительные органы еще в 2006 году. Потом поток заявлений стал расти, пока не вылился в уголовное дело.
- На суде Третьяк угрожала всем своим жертвам (а их как минимум шесть), называла их мошенниками, - рассказывает представитель потерпевших Майя БУРКИТОВА. - Сейчас имущество Третьяк - квартира и две машины - находятся под арестом. Надеюсь, этого хватит, чтобы погасить ущерб. Кроме того, с ее компании на сегодня уже взыскано 7 миллионов тенге.
Оказалось, в 2003 году финансовая полиция уже возбуждала против Третьяк уголовное дело за подделку документов, но она была освобождена от уголовного преследования по амнистии - была беременна.
Суд признал Елену Третьяк виновной в совершении преступления по статье 177 ч.3 п. “б” УК РК (мошенничество) и назначил наказание в виде 6,5 года лишения свободы с конфискацией имущества. По той же статье были осуждены Денис Чоловинец (5 лет с конфискацией) и Светлана Новикова (2 года с конфискацией). Литвинов не был привлечен к ответственности, поскольку тесно сотрудничал со следствием. Вся недвижимость была возвращена законным владельцам. А Третьяк по постановлению суда должна выплатить всем потерпевшим внушительные компенсации.
Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы