Офицерская жесть
Весьма оригинальным способом заявили о своих претензиях Министерству обороны и подведомственным ему учреждениям активисты общества “СВ-БОМЖ”. Вчера они оккупировали одну из замороженных стройплощадок корпорации KUAT в Алматы. Один из бездомных офицеров, Даулет ЖУМАБЕКОВ, взобрался... на стрелу башенного крана, заявив, что намерен таким образом привлечь внимание общественности к необходимости борьбы с коррупцией в рядах Минобороны.
А его товарищи внизу ждали, пока на связь с ними выйдет начальник Главного управления расквартирования войск Ануарбек УРАЗАЛИНОВ.
Утром несколько активистов движения во главе с подполковником запаса Раушанбеком БОТАНТАЕВЫМ собрались у здания Алмалинского райсуда, где озвучили журналистам краткое заявление.
- Как известно, Министерство обороны объявило тендер по закупу квартир для бывших военнослужащих. Но условия тендера и невозможность участия в нем независимых риелторских агентств заставляют нас усомниться в его честности, - подчеркнул Раушанбек Ботантаев. - Квартиры планируется закупать по баснословным ценам. Например, двухкомнатная квартира в микрорайоне “Жулдыз”, по мнению министерства, стоит 115 тысяч долларов. Реально же такие квартиры сейчас вдвое дешевле. Кроме того, полковник Уразалинов обещал, что 38 офицеров запаса встретят Новый год в собственных квартирах, а жилье закупается только для 29. Мы требуем, чтобы проведение тендера было приостановлено и в него были внесены изменения.
А Даулет Жумабеков между тем поднялся на башенный кран, рискнув пройти до самого конца стрелы. Там он укрепил кусок доски, чтобы было удобнее сидеть, положил рядом запас провианта и общался с прессой и своими друзьями исключительно по мобильному.
- Даулет, чего вы этим добиваетесь?
- Никаких требований у меня не было и нет. Я просто привлекаю внимание общества к борьбе с коррупцией.
- Но вы уже привлекли достаточно внимания...
- Увы, только журналистов и службы спасения, а мне нужно, чтобы каждый гражданин противостоял коррупции. С нею не должны бороться только правоохранительные органы.
- В прошлый раз за несанкционированный митинг по решению суда вам сделали предупреждение, следующее наказание будет более суровым...
- Пусть предъявят мне обвинение, но я с ними не согласен. Я ничего не добиваюсь, не протестую. Повторюсь: я просто привлекаю внимание общественности. И это никак не связано с теми требованиями, которые выдвигают мои друзья там, внизу. Я сам по себе, они сами по себе.
Несмотря на то, что Даулет Жумабеков попытался позиционировать себя отдельно от товарищей, своих целей они продолжали добиваться именно за счет спровоцированной им шумихи. За тем, как Даулет выполнял акробатические этюды на высоте более 60 метров, с замиранием сердца следили не только журналисты и прибывшие на место ЧП службы спасения, но и случайные прохожие. Cпустя час подъехали представители военной прокуратуры. Впервые столкнувшись с таким “экстримом”, они больше двух часов выясняли, кому из них вести диалог с офицерами запаса. Спасатели ЧС тоже не предпринимали никаких действий и молча толклись недалеко от крана, ожидая указаний начальства.
Ни замминистра обороны генерал-лейтенант ДЖАНАСАЕВ, ни полковник Уразалинов так и не вышли на связь с военбомжами. Договариваться о разрешении проблемы мирным путем пришлось заместителю главного военного прокурора полковнику ОСПАНОВУ.
- Ваше обращение о переносе тендера я вчера получил. В связи с этим начальник управления убыл в Астану, - заверил собравшихся г-н Оспанов. - Думаю, что завтра будет окончательно известна позиция Министерства обороны. Что касается нашего ведомства, то сегодня в 15 часов я готов принять вашу группу, выслушать и выработать компромиссное решение, которое устраивало бы обе стороны и было законным. Изменение условий и способа исполнения судебных решений влечет за собой другую опасность: если мы не используем выделенные деньги до конца года, по закону неосвоенные средства должны вернуться в бюджет.
Еще через полчаса к бездомным офицерам прибыл начальник алматинского военного гарнизона генерал-майор КУДАЙБЕРГЕНОВ. Его слова несказанно удивили бывших военнослужащих.
- Тендер отменяться не будет, но квартиры для вас будут закупаться не ниже проспекта Абая и микрорайонов “Аксай”, - пообещал он.
И не обошел вниманием временно поселившегося на башенном кране Даулета Жумабекова.
- Мы все поддерживаем политику президента по борьбе с коррупцией, - сказал начальник алматинского военного гарнизона. - И если он таким странным образом решил поддержать эту борьбу, то я чисто по-человечески его тоже поддерживаю.
Военбомжи с большим недоверием отнеслись к заверениям генерал-майора Кудайбергенова. Свой пост возле стройки они не оставили даже после того, как получили ответ на выдвинутые ими претензии. Как, впрочем, и Даулет Жумабеков, который с крана так и не спустился. Чтобы застраховаться от непредвиденных поступков военбомжа, службы спасения расстелили на земле под краном специальный батут, но силком снимать отчаявшегося офицера со стрелы не рискнули.
Вчера вечером, когда этот номер сдавался в типографию, Жумабеков все еще сидел на стреле. А встреча офицеров запаса с полковником Оспановым закончилась, по их словам, безрезультатно.
Когда номер был готов к печати
Вчера вечером в Минобороны нам заявили, что в целях обеспечения объективности и прозрачности процесса проведения тендера по закупке квартир 1 декабря в 10 часов они приглашают на процедуру вскрытия конкурсных заявок в качестве наблюдателей военных пенсионеров, представителей СМИ и правоохранительных органов.
Марина БОНДАРЕНКО, Алматы
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА