9537

В западне

Напомним, что в конце марта 42-летний Александр ГЕРАСИМОВ (на снимке справа) и его приемные сыновья Сергей и Анатолий ПШЕЧЕНКО провели около суток в здании Южного отдела внутренних дел Костаная. Они были в статусе свидетелей по делу об убийстве соседки Валентины ТАРНАУРСКОЙ, но шестеро опер-уполномоченных добивались от них признательных показаний. Подобру-поздорову братья Пшеченко и Александр Герасимов брать на себя чужие грехи не желали. Тогда к ним применили издевательства и пытки.
- С меня сняли куртку, поставили в угол, - рассказывал мне несколько недель назад Александр.
- Кто-то с размаху ударил кулаком по правой почке. Я упал. Только поднялся - тут же удар по левой. В глазах потемнело, а они кричат: “Сознавайся!”. Потом поставили на колени и сказали, что изнасилуют. Я сопротивлялся изо всех сил, и меня “успокоили”, ударив по голове огромной книгой “Свод законов”. Когда очнулся, загнали в угол, а затем набросились впятером, повалили на пол, связали сзади руки. Один из полицейских, оказавшийся сверху, надавил коленом под лопатки, накинул мне на голову полиэтиленовый пакет и сильно потянул вверх... Я задыхался, а когда терял сознание, меня отпускали. Как только приходил в себя, все начиналось сначала. Это длилось минут сорок…Александр Герасимов провел в нейрохирургическом отделении Костанайской горбольницы две недели с диагнозом “закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушибы почек и мягких тканей головы”. А после того как наша газета рассказала о полицейском беспределе, эта история проверялась дважды - управлением собственной безопасности областного ДВД и сотрудниками Министерства внутренних дел. “Факты, изложенные в статье, к нашему сожалению, подтвердились”, - заявил тогда начальник ДВД Молдияр ОРАЗАЛИЕВ и
сообщил о возбуждении уголовного дела.
Правда, уже тогда у правозащитников возник серьезный вопрос: почему полицейским вменяются в вину “не совсем те” статьи Уголовного кодекса?
- У нас еще в 2002 году появилась уголовная статья о пытках как об “умышленном причинении физических или психических страданий, совершенном следователем или лицом, осуществляющим дознание”, - говорит юрист Костанайского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Анастасия КНАУС. - Но случай с Герасимовым и братьями Пшеченко почему-то был назван не пытками, а “превышением власти и должностных полномочий”. Кстати, никто из моих коллег в центральном офисе нашего бюро не может вспомнить, применялась ли в Казахстане эта статья хоть раз…
А тем временем в полиции шла чистка. По информации пресс-службы ДВД, от занимаемых должностей были освобождены старший оперуполномоченный Южного ОВД Рустам МАТАШЕВ и старший инспектор Берген ТАСЕНОВ. Предупреждены о неполном служебном соответствии оперуполномоченные Мирамкан БАРАКАТОВ, Кайрат НУРЖАНОВ и Максут АЛЬМУХАМБЕТОВ. По “строгачу” получили начальник Южного отдела Саин ЖУМАБАЕВ и начальник отдела угрозыска Саден БАЯНОВ. Полицейские в своем стремлении избавиться от порочащих честь мундира сотрудников выглядели весьма решительно.
- Однако, несмотря на то что полиция возбуждала уголовные дела дважды, надзорный орган вынес постановление об их отмене, - сообщает пресс-секретарь ДВД Елена КАШАРИНА.
- Да, это так, - подтвердил информацию начальник управления по надзору за законностью следствия и дознания облпрокуратуры Амангельды ИМАНГАЛИЕВ. - В первый раз дело было отправлено на повторную проверку, так как в нем не было медэкспертизы. Во второй раз - потому что не содержалось доказательств виновности подозреваемых сотрудников в совершенных преступлениях.
- Какие же нужны доказательства? Они разве не на виду?
- Прямых доказательств того, что Герасимова и Пшеченко избивали именно в здании полиции конкретные сотрудники, в деле не содержится. Не установлены также свидетели и очевидцы описанных пострадавшими событий. Сейчас мы направили это дело на дополнительную проверку в департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Как независимый орган он должен обеспечить объективность расследования в отношении бывших и действующих должностных лиц полиции.
- Как же так? Пострадавшие есть, а доказательств очевидного нет? Не заглохнет ли в конечном итоге это дело?
- Вообще-то, если в полиции уверены в своей правоте и полны решимости довести дело до конца, они имеют право обжаловать наши постановления об отмене возбужденных уголовных дел и в выше­стоящей инстанции, и в суде. Но этого не происходит.
В общем, дело ясное, что дело темное. Семье Герасимовых-Пшеченко с каждым днем все труднее доказать свою правоту и добиться адекватного наказания виновных. Адвокат Татьяна ФЕНЬКО говорит, что “бодание” с органами может затянуться “о-о-очень надолго, даже на годы” - она сама ветеран ОВД, и эту кухню знает изнутри.
- К сожалению, пока идет проверка, у меня нет права доступа к ее материалам, - говорит адвокат. - Но мне уже известно, что повреждения, полученные Герасимовым, экспертиза оценила как “легкий вред здоровью”. Это, мягко говоря, не соответствует действительности. Мой подзащитный сейчас лежит в больнице - у него плохи дела с почками и серьезные последствия от травмы головы.
Жена Александра Анна ПШЕЧЕНКО (на снимке слева) с горечью рассказывает о том, что для ее семьи последствия встречи с ретивыми операми обернулись не только нервными потрясениями и проблемами со здоровьем: “В прошлом году мы взяли кредит в банке, а так как Саша сейчас болен и не работает, нам нечем расплачиваться. А еще нужны деньги на лекарства. У меня полное ощущение, что мы попали в западню, из которой очень трудно выбраться…”И все же она полна решимости довести начатое до конца - лишь тогда будет жить спокойно. Сейчас Анна ведет эту борьбу, можно сказать, в одиночку - муж в больничном стационаре, дети запуганы и устали от бесконечной дачи показаний…

Стас КИСЕЛЕВ, фото автора,stas_kiselev@rambler.ru

Полезный советот прокурора А. Имангалиева:


- Сложности в поисках доказательной базы в подобных делах кроются в низком уровне правового самосознания наших людей. Поэтому нужно помнить: если вы вдруг попали в подобную ситуацию, найдите в себе силы зафиксировать нанесенный вам физический и моральный ущерб документально и вовремя. Потребуйте адвоката. Помните, что в здании полиции всегда действует кабинет дежурного прокурора. Попытайтесь попасть на прием к начальнику. Прежде чем покинуть здание, в котором вас подвергли незаконному воздействию, подайте письменное заявление в дежурную часть и проследите, чтобы его зарегистрировали.

Поделиться
Класснуть