17435

Артур КРАУС, мультипликатор:Чтобы плакаться, есть “Казахфильм”

В Казахстане уже сложился образ аниматора - это либо мэтр, прославившийся в прошлом веке, либо молодой энтузиаст, у которого все впереди. Оба жалуются на отсутствие госзаказа, техники и взывают к патриотическим чувст-вам. Артур КРАУС (на снимке) под этот стереотип не подпадает. За пять лет существования его студии он с единомышленниками доказал: можно зарабатывать не только на рекламных роликах, но и на мультиках.
- Что необходимо для того, чтобы у нас появился полнометражный мультфильм, не уступающий мировым хитам?
- Подождать до конца года, когда мы сделаем первые серии нашего “Алдара Косе”. Кстати, по технике мы ни в чем не уступаем коллегам. Мы уже приняли участие в 18 международных конкурсах и нигде не остались незамеченными. Что касается “Алдара Косе”, у нас готов сценарий на 50 серий и разработаны модели всех персонажей, то есть закончен самый сложный этап работы. Когда производство будет поставлено на поток, можно будет выдавать по 2-3 фильма в месяц.
- Кто финансирует такой глобальный проект?
- Никто. Инвестор, скорее всего, найдется после того, как будет сделано пять-десять серий. Одно время мы хотели взять кредит для реализации проекта в полном объеме. Но сейчас очень тяжелые условия кредитования, и я подумал: зачем закладывать имущество, идти на риск, если практически мы делаем государственную программу?
- И какова будет стоимость серии мультфильма при налаженном производстве?- 7-8 тысяч долларов за серию - в среднем гораздо дешевле, чем “типовой” художественный фильм. Весь наш сериал обойдется в 500 тысяч долларов. Где вы найдете фильм с таким бюджетом?
- Как рассчитываете окупить затраты? Только не бейте себя в грудь и не говорите о патриотических чувствах...
- Нет, это вполне конъюнктурная продукция. Мы рассчитываем на европейский и российский рынки. В России огромное количество телевизионных компаний. Если они будут платить даже по 1000 долларов за право показа, то мы уже будем в прибыли.
- У вас уже есть прецедент подобных продаж?
- Самый свежий пример: компания Arte France купила у нас право на транслирование и повтор короткометражного мультфильма за 800 евро. На самом деле мультики - хороший товар и могут приносить нормальные деньги. Очень перспективный рынок для нас - Китай, где нет аниматоров. Что касается Казахстана, здесь если мы и заработаем, то скорее на книжках по мультфильму.
- Как это - на книжках? У нас все писатели стонут об убыточности изданий!
- “Алдар Косе” - это трехмерная анимация, то есть самым сложным был процесс разработки сценария и персонажей. Почему бы теперь не использовать это для издания недорогих книг на двух языках? В этом году мы уже продали около 40 тысяч экземпляров. Кроме того, мы предлагаем еще и компьютерную игру с этими же героями. А для того чтобы плакать и жаловаться, есть студия “Казахфильм”, которую министр культуры ЕРТЫСБАЕВ хочет продать.
В любой профессии встречаются люди, которые не хотят думать. У нас страна небольшая, народу немного, и любой человек, который начнет чем-то серьезно заниматься, обязательно будет востребован и найдет свою нишу… А насчет мифа о “добром советском мультфильме” - ерунда все это. На самом деле те ленты, которые запомнились, были хулиганскими, авангардными и выбивались из общей массы. Авторы боролись с системой. А сейчас происходит идеализация прошлого, и мы забываем, сколько откровенно посредственных лент делалось в то же время.
- Нет обиды, что мультики так и не стали делом государственной важности?
- В свое время ПУТИН сказал, что в России должно выпускаться ежегодно 100 мультфильмов. Так и происходит - это политика государства. Если НАЗАРБАЕВ по-ставит такую же задачу - она будет выполнена. Тогда произойдет качественный скачок анимации в Казахстане и люди на “Казахфильме” перестанут плакать. Другое дело, что в этом случае анимация станет пропагандой, а не свободным творчеством. Например, сейчас россияне как раз госзаказом по-ставлены в очень сложные условия: им приходится педалировать национальные темы, гнать пропаганду. И не всегда это происходит корректно. Как, например, в случае с “Алешей Поповичем”. Его авторы как бы “забыли”, что в составе Россий­-ской Федерации есть Татарстан.
- Раз вы такие талантливые, почему государство не заказывает вам мультфильмы?
- Это раньше госзаказ нам казался манной небесной. Сейчас нас гораздо больше греет сознание своей абсолютной конкурентоспособности на мировом рынке. Надо делать экспортную продукцию и учиться работать с инвесторами. А самое главное - надо быть интересным зрителю.

Алматы

Ксения
ЕВДОКИМЕНКО,
ведущая полосы,
evdokimenko@time.kz

Поделиться
Класснуть