Великое переселение у.е.

Прокомментировать эти данные редакция попросила известного политолога, директора Группы оценки рисков Досыма САТПАЕВА (на снимке).

Поэтому точность, с которой GFI высчитала объемы нелегально вывезенного за восемь лет, по меньшей мере удивляет. Учитывая то, что основная масса теневых капиталов либо оседает на офшорных или банковских счетах и депозитах, либо материализуется в недвижимость и предметы роскоши, либо инвестируется в зарубежные бизнес-проекты (прежде всего в виде портфельных инвестиций), либо расходуется на приобретение ценных бумаг, можно предположить: у этой американской НПО явно хорошие связи в структурах США, занимающихся финансовой (и не только) разведкой.
Если допустить, что GFI более или менее точна в своих оценках, то для нашей страны, чей абсолютный объем ВВП, согласно официальным данным, примерно $107-110 миллиардов долларов, эти $126 млрд. не просто “соломинка”, а целая дубина, которая может вполне сломать хребет верблюду (под “верблюдом” понимается существующая у нас экономическая система, которая сегодня напоминает дырявое ведро).
Действительно, по официальным данным, за все годы нашей независимости объем поступивших в Казахстан иностранных инвестиций составил около $150 млрд. (что ненамного больше тех $126 млрд., которых страна лишилась только за восемь лет). Сколько нелегальных денег “по-английски”, не прощаясь, ушло из страны за всю нашу суверенную историю, можно только гадать. Тем более что GFI не учитывала лихие 90-е, на которые как раз и пришелся пик “великого переселения у. е.” из Казахстана.

Если присмотреться к первой десятке “нелегалов” по рейтингу GFI, то в глаза бросается одна интересная закономерность: там немало сырьевых государств, которые, как правило, не отличаются прозрачностью распределения доходов от поставок сырья на мировые рынки. Кроме России мы видим здесь и Саудовскую Аравию, и ОАЭ, и Венесуэлу с Нигерией. То есть в список 50 конкурентоспособных стран мира мы, как ни старались, не попали, а в компанию “экспортеров” грязных капиталов - легко! Впрочем, в этом ничего странного нет, если учесть недавнюю оценку некоторыми экспертами рынка коррупционных услуг в 156 млрд. тенге, а также то, что доля теневой экономики вот уже десять последних лет не опускается ниже 30 процентов. Да и акимы областей с депутатами парламента, как жалуется “Нур Отан”, “почему-то” не торопятся публиковать свои декларации о доходах. Действительно, что возьмешь с бессребреников?
В то же время правительство МАСИМОВА из кожи вон лезет, лишь бы улучшить позиции в многочисленных рейтингах, например в Doing business, активно зазывает иностранных инвесторов для участия в разрекламированной Программе форсированного индустриально-инновационного развития, на реализацию которой необходимо более 10 триллионов тенге инвестиций. Причем Казахстан может выделить только 3,6 триллиона - остальные 6,4 трлн., скорее всего, предполагается получить за счет инвестиций и займов. Но с точки зрения международного бизнеса, если из страны нелегально вывозят капитал, значит, в государстве не все в порядке: слишком высоки либо политические и инвестиционные риски (куда можно включить и значительный уровень коррупции), либо налоги. И потом, если собственный капитал бежит из страны, не желая работать на ее благо, то почему к нам должны выстраиваться в очередь иностранные инвесторы?
Объективности ради следует сказать: в республике не единожды звучали разные предложения о том, как поставить заслон утечке капиталов. Была, например, идея создать “черный список” лиц, участвовавших в схемах выведения активов финансовых организаций за рубеж. Кстати, в этот список предлагали занести не только акционеров и должностных лиц, но и сами финансовые институты. Хотя, конечно, настоящий нервный тик не только у бизнесменов, но и у чиновников могло вызвать более радикальное предложение: запретить субъектам казахстанской экономики любые операции, связанные с офшорами. Авторы этой идеи посягнули на “святое”: ведь многими нашими предприятиями, месторождениями, банками, авиакомпаниями владеют фирмы, зарегистрированные в офшорных зонах. С другой стороны, почему бы не последовать примеру властей Германии, которые собираются купить очередной по счету диск с данными на налоговых “уклонистов”, хранящих сбережения в швейцарских банках? Кстати, вслед за Германией и другие страны проявили любопытство к этой альпийской стране, чья репутация эталона банковской тайны постепенно уходит в прошлое. Хотя трудно себе представить, что наше правительство всерьез кинется вслед за Берлином. Кто же будет пилить сук, на котором давно и очень удобно сидят многие не последние в государстве Казахстан люди? Если же количество офшоров критически сократится, то Астана в лучшем случае проведет очередную легализацию теневых капиталов. Ведь “лечить” покойника припарками у нас давно уже стало доброй традицией.
Досым САТПАЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА