7577

Чушь собачья

Чушь собачьяКогда режиссер Талгат ТЕМЕНОВ (на снимке) завязывает шарф, подаренный ему российским коллегой Романом ВИКТЮКОМ, становится особенно непримирим. Он утверждает, что не бывает дружбы народов, что это чушь собачья, что если бы Абай жил в наше время, ни в какую партию бы не вступал, и что борьба с коррупцией через доносительство на преподавателей - полный бред.

- Виктюк на вас плохо действует?
- Он на всех хорошо действует, кто не боится назвать вещи своими именами. Только у нас не все его понимают.

- Есть мнение, что 2010 год был тяжелым, значит, наступивший будет легче. Вы с этим согласны?
- Тяжелый год - тот, в который ты теряешь близкого человека. Для всех остальных ситуаций рецепт простой - работайте. Как это ни банально, но мы сами создаем свою судьбу. Мой приятель попал под сокращение и сидит дома - ждет, когда его позовут на государственную работу. А я не выспался в прошлом году. Когда снимал в своем фильме Депардье или работал с российскими коллегами, вставал в половине пятого утра, писал раскадровки, потому что не хотел, чтобы тот же Депардье сказал: вот, мол, работал с казахским долбо…бом.

- Такое ощущение, что вы больше киношный, чем театральный человек.
- С помощью кино сейчас можно быстрее достучаться до людей. А театр переживает не лучшие времена, особенно наш, казахстанский. Современный театр не может быть таким архаичным. Это искусство было импортировано к нам, и надо не стесняться перенимать опыт. Мы уже 20 лет как получили независимость, и все это время наши молодые режиссеры не обучались в России, по крайней мере, систематически. К тому же у нас сложилась практика, что в педагоги идут те, кто не востребован ни в кино, ни в театре. Поэтому такая слабая школа.

- Молодые актеры не сетуют, что зарплата не соответствует столь высоким требованиям?
- Когда поступаешь в театральный вуз, ты должен знать, что выбрал специальность, которая не сделает тебя богатым. Хочешь зарабатывать - иди в другое место. Бытует мнение, что актер - это человек, который пьет, гуляет, женится, разводится. Зачастую так и есть, потому что мир искусства жестокий и беспощадный. Это в бизнесе лохматая рука может тебя посадить в хорошее кресло, а актер должен каждый вечер доказывать свою гениальность или расписываться в собственной бездарности. Но я уверен, что это самая лучшая профессия и надо возвращать ее престиж.

- О чем будете в этом году ставить спектакли, что нынче волнует зрителя?
- Сложно сказать, что волнует зрителя. У нас нет постоянной тусовки, как в Москве или Питере. В ТЮЗ по большей части ходят студенты, которые, приехав в Алматы, первые год-два еще попадают в театры, а потом у них начинается взрослая жизнь. Ребята быстро привыкают к соблазнам большого города. Интеллигенция в театр ходить перестала, собственно, это уже совсем другая интеллигенция. Она озабочена сейчас тем, как бы что-то урвать, присосаться к хорошей должности, получить орден или медаль. Вообще очень многие люди сейчас не столько живут, сколько выживают или просто существуют. Какая-то тотальная апатия, которая не должна быть характерна для интеллигенции.

- Правда, она резко проходит, если речь заходит о национальном вопросе…
- На самом деле обычному человеку безразлично, кто какой национальности. Если в социальном плане все стабильно, если существует влиятельная интеллигенция, то этот вопрос и не поднимается. Я много слышу по поводу роли казахского народа, знаю людей, которые рвут на себе рубаху, доказывая значение языка, а дома с внуками говорят по-русски. Я повторяюсь - каждый должен быть занят собственным делом, а не общими призывами.

- Трудно собственным ударным трудом бороться, к примеру, с коррупцией.
- Но и те методы, которые нам предлагают, - не выход. Я в шоке от последнего новшества - в вузах поставили “ящики доверия”. Но мы же уже проходили эпоху тотального стукачества, эпоху павликов морозовых, закладывавших даже родителей.

- Может быть, дружба народов нуждается в серьезном идеологическом допинге?
- Такое понятие, как “дружба народов”, - чушь собачья. Есть дружба людей разных национальностей. Обниматься должны не народы, а два конкретных человека. И настоящий патриотизм - не в том, чтобы выяснить, кто больше казах. Ты прежде всего человек, Всевышний дал тебе возможность работать, вот и работай на себя, на свой народ, вместо того чтобы кричать, кто ты и из какого жуза. И чем больше ты знаешь языков, тем крепче стоишь на ногах.

- Если вы так хорошо знаете, как надо жить, почему не рветесь к власти?
- Потому что ни один политик еще не сделал людей счастливыми. Вы что, думаете, если бы Абай жил в наше время, стал рваться в политику? Вот и я предпочитаю делать свое дело - снимать фильмы и ставить спектакли. Тогда я оставлю какой-то след. Мечтаю снять свою версию “Томирис”, сделать грандиозный фильм, который бы помог вернуть мне мое доброе имя - сейчас многие критикуют меня как одного из создателей “Кочевников”, хотя я уверен, что это одна из лучших картин “Казахфильма”. Кстати, когда только вышел фильм “Кыз Жибек”, его тоже как только ни хаяли, говорили, что главный герой Толеген похож на хиппи. Режиссер Султан ХОДЖИКОВ даже в больницу с инфарктом попал, а теперь это кино Namber One, классика.

- Пессимисты утверждают, что в 2012 году будет конец света. Если бы у вас оставалось время только на один проект, что бы вы сделали?
- Разговоры о конце света - это опять же попытка отвлечь людей от конкретной работы, более важных вещей. Вот у меня, например, нет времени ждать конца света. У меня много планов - надо снимать кино, надо повезти театр на фестиваль, надо выпустить свой спектакль. Так что я не занимаюсь политикой и не верю в конец света.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть