Вежливый отказ
Вчера, 8 октября, в Варшаве завершилась двухнедельная ежегодная конференция ОБСЕ по человеческому измерению. А под занавес форума случился скандал, напрямую связанный с Казахстаном.
Как мы уже сообщали, казахстанские правозащитники вместе с западными коллегами задумали провести в Астане конференцию НПО стран - участниц ОБСЕ за два дня до начала саммита ОБСЕ, который пройдет 1-2 декабря (см. “Карлов понт”, “Время” от 7.10.2010 г.).
-
На конференции, которая была намечена на 29-30 ноября, не предполагалось обсуждать Казахстан, - сообщил нам в среду по телефону из Варшавы
и.о. директора Freedom House Kazakhstan Вячеслав АБРАМОВ. -
Мы планировали говорить об эффективности ОБСЕ как института и разработать шаги, необходимые для того, чтобы организация работала более продуктивно. Авторы этой идеи - 19 международных организаций, включая несколько ведущих - Freedom House, Всемирное движение демократии и т.д.
Около месяца назад мы забронировали небольшой отель в Астане -
“Империя G”, который был готов предоставить нам для организации встречи 70 номеров и конференц-холл. 4 октября в Варшаве все - в том числе и официальная делегация Казахстана - узнали от нас о том, что мы будем проводить это мероприятие. Однако уже на следующий день, 5 октября, мы получили сообщение из отеля: он будет закрыт по требованию МИД РК. Вчера (во вторник. - В. Б.) в Варшаве на одной из встреч по этому поводу произошла перепалка - наша официальная делегация во главе с
послом МИД по особым поручениям Мадиной ДЖАРБУСЫНОВОЙ заявила, что закрытие отеля якобы не является попыткой властей Казахстана заблокировать конференцию. После довольно жесткого обсуждения к единому мнению мы так и не пришли...
В среду же нам удалось поговорить с фронт-офис-менеджером гостиницы “Империя G”, который попросил не называть себя.
- Это правда, что МИД Казахстана забронировал все номера вашей гостиницы и теперь у вас нет возможности разместить гостей параллельной конференции ОБСЕ?
- Да. Дело в том, что в эти дни будет проходить саммит ОБСЕ, и все отели города забронированы для него.
- Было ли оказано давление на отель со стороны властей, чтобы вы отказали учредителям конференции?
- По этому поводу я ничего не могу сказать.
В четверг наш корреспондент снова позвонил в Варшаву послу МИД Мадине Джарбусыновой.
- Мадина Бенешевна, почему даже в год председательствования Казахстана в ОБСЕ не удалось избежать скандала?
- Никакого скандала не было. Здесь, в Варшаве, нам сообщили, что было принято предложении о проведении параллельной конференции (НПО. - В. Б.).
И это несмотря на все логистические проблемы, которые, естественно, будут накануне саммита ОБСЕ. У нас была встреча с оргкомитетом этой параллельной конференции, который, к слову сказать, еще до конца не сформирован. Мы объяснили, что в рамках саммита ОБСЕ в Астане уже запланирован форум НПО.
- А организаторам параллельной конференции объяснили в отеле, что их бронь снята сразу после того, как об этом узнали официальные власти Казахстана.
- Для меня это было новостью. Единственное, что я могла сказать: накануне саммита прибудет большое число иностранных делегаций, журналистов, представителей НПО. Еще в августе и в начале сентября, когда ни о какой параллельной конференции и речи не было, мы просчитали все варианты размещения гостей в Астане с учетом возможностей всех гостиниц - до последнего койко-места.
Я им (организаторам параллельной конференции. - В. Б.)
сказала, что на саммит приедут представители 56 стран - участниц ОБСЕ и 12 стран-партнеров. Представляете, 68 официальных делегаций! Во главе каждой - президент, премьер-министр или министр иностранных дел. Потому для нас приоритет - эти делегации и их безопасность.
Также я сказала, что со стороны официальных структур Казахстана не только не чинится никаких препятствий для участия НПО, но, наоборот, созданы благоприятные условия.
- Да, но только для тех, кто приедет на “официальный” форум НПО. А “альтернативщикам” въезд в Астану оказался заказан. Власти напрягает возможная критика?
- Если бы деятельность НПО смущала или “напрягала” Казахстан, то они испытали бы это на себе еще в прошлые годы. Хотя представители НПО всегда достаточно критичны: после их “халвы” во рту слаще не становится.
Вообще, мы уже давно ведем диалог с НПО - как казахстанскими, так и зарубежными.
Примерно в том же ключе прокомментировал ситуацию и
пресс-секретарь МИД РК Ильяс ОМАРОВ.
-
Можно сказать, что это (ситуация с гостиницей и параллельной конференцией. - В. Б.)
недоразумение, граничащее с абсурдом, - заявил он в четверг газете “Время”. -
Во-первых, у нас и так был намечен форум, куда собираются представители более 500 НПО. Во-вторых, сам процесс подготовки к саммиту долгий: мы выбираем для гостей самые лучшие гостиницы, и в поле нашего зрения была та же “Империя G” - у нее 4 звезды, а это достаточно высокий уровень. Она была в списке, который мы определили. Более того, за проживание там в период подготовки к саммиту и в дни самого саммита уже внесли плату делегации Великобритании и России. Что касается брони Freedom House, то они не внесли никакой платы, и согласно внутренним правилам гостиницы там могли снять их бронь. Мы же теперь не скажем гостям саммита: “Извините, живите где хотите”. Так уж совпало...
Виктор БУРДИН,
burdin@time.kz
, фото автора и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
А между тем
В четверг, 7 октября, на форуме прошли жаркие дискуссии о свободе слова в Казахстане. Об этом нам рассказала по телефону их участница -
президент фонда “Əдiл сөз” Тамара КАЛЕЕВА (на снимке).
-
В этом году в Варшаву приехало очень много наших журналистов, - сообщила она. -
Здесь особенно четко проявилась поляризация нашего журналистского сообщества. Представители оппозиционных СМИ говорили о том, что газету “Республика” уже много месяцев не печатает ни одна типография, а издание “Уральская неделя” разорено непомерными чиновничьими исками.
Выступила и
представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня МИЯТОВИЧ, которая подчеркнула, что знает о ситуации с
Рамазаном ЕСЕРГЕПОВЫМ (
осужденным редактором газеты “Алма-Ата Инфо”. - В. Б.) и приложит усилия, чтобы все казахстанские журналисты, которые сидят в тюрьмах, были освобождены.