11193

Грязная работа

Грязная работаОтцу прокурора Мамлютского района Северо-Казахстанской области Кайрата БАРЛУБАЕВА, осужденного на 7 лет за получение взятки, понадобился целый год, чтобы доказать фальсификацию документов, легших в основу обвинения его сына.

Напомним, 6 марта прошлого года североказах­станские пограничники задержали грузовик “Урал” без номеров и документов на товар. Однако дознаватель пограничной службы КНБ Елжас НУРМАНБЕТОВ отказал в возбуждении уголовного дела, потому что задержанный китайский ширпотреб, согласно собранным им документам, принадлежал десяти предпринимателям. И доля каждого из них чуть-чуть не дотягивала до суммы, необходимой для наступления уголовной ответственности по статье “Экономическая контрабанда”. Отказной материал поступил на согласование в прокуратуру, однако рассмотреть его не успели. Потому как 6 апреля сотрудники КНБ задержали прокурора района Кайрата Барлубаева за получение взятки от Руслана САКАШОВА, сопровождавшего задержанный товар (см. “Дело о призраках”, “Время” от 3.9.2009 г.).
Дело дурно пахло с самого начала. Прокурора Барлубаева Сакашов ни разу до суда не видел, а поверил на слово заместителю коменданта погранзаставы в Мамлютке Руслану АТКЕЛЬДИРОВУ, который сообщил ему о требовании взятки.
Аткельдирову, задержавшему “Урал”, Барлубаев якобы сказал, что Сакашову надо заплатить 5 тысяч долларов за подпись в постановлении об отказе по делу. Аткельдиров выступил посредником при передаче взятки, положил конверт с деньгами на край стола, под газету, куда “показал” прокурор...

Странности в этом деле вообще шли косяком. Заявление Сакашова о вымогательстве нигде не зарегистрировано. У комитетчиков отсутствовала санкция на проведение операции. Не было аудиозаписи вымогательства, которое якобы предшествовало задержанию. Не проводилась и видеозапись самой передачи средств. Ни конверт, ни купюры не обработали спецпорошком. А 57-секундная диктофонная запись, сделанная в кабинете прокурора перед задержанием, не несла никакой информации о вымогательстве денег.
Сам Кайрат Барлубаев, не будучи моим знакомым или приятелем, еще за месяц до описываемых событий попросил о встрече со мной как с собкором газеты “Время”. И рассказал при свидетелях, что из-за его принципиальной позиции у него образовался серьезный конфликт с местными комитетчиками. На суде он также заявил, что дело против него сфабриковано, а взятка подкинута.
Надо сказать, прокурор Барлубаев в процессе своей работы дейст­вительно попортил кровь многим важным персонам. Например, будучи начальником управления по надзору за законностью рассмотрения уголовных дел в суде прокуратуры Северо-Казахстанской области, он еще в 2002 году во время проверки раскопал совершенно фантастическую историю уголовника Владимира ЗУБЕ.
4 мая 1998 года председатель суда Аккайынского района Северо-Казахстанской области Надежда МОГЕЛЮК приговорила зэка к 5 годам лишения свободы за грабеж, а его подельник, несовершеннолетний Владислав КУХНОВЕЦ, получил тогда условный срок. Однако никаких документов о том, что Владимир Зубе отбыл наказание, Барлубаев обнаружить не смог. В протоколе того судебного заседания значилось, что Зубе присутствовал на оглашении приговора и от последнего слова отказался. Однако его подельник Кухновец во время проверки показал, что “на первом судебном заседании Зубе В. В. присутствовал, а на “последнем слове” его уже не было, и больше он его не видел. Позже он узнал, что Зубе В. В. выехал в Россию”.

Барлубаеву удалось отыскать растворившегося в безвестности осужденного: “В ходе проведения проверки был опрошен Зубе В. В., который показал, что в апреле 1998 года его и Кухновца В. А. судили за совершение грабежа. На первом судебном заседании он был, а на второе не пошел, так как знал, что его могут посадить, потому что ранее судим за тяжкие преступления. И в начале мая 1998 года Зубе В. В. решил уехать в Кемеровскую область РФ. Все это время он находился в России, так как его в РФ осудили на 2 года 6 месяцев за совершение кражи. После освобождения в сентябре 2001 года он вернулся домой - в село Ленинское Аккайынского района. Из разговоров с родными знал, что его никто не искал. О том, что его осудили на 5 лет, он не знал...”
Председателю суда Надежде Могелюк за участие в столь удивительной истории, какую не встретишь ни в одном бульварном детективе, не было ровном счетом ничего. За нее горой встал тогдашний председатель суда Северо-Казахстанской области Бекет ТУРГАРАЕВ, о деятельности которого народ до сих пор слагает легенды.
Разумеется, совершенно случайно дело по обвинению прокурора Барлубаева в прошлом году попало на рассмотрение именно Надежде Могелюк, перешедшей к тому времени на должность судьи Кызылжарского районного суда. Несмотря на то что подсудимый не имел ничего против, судья Могелюк на процессе запретила журналистам производить диктофонную запись и фотосъемку, никак это не мотивируя. Она напрочь отмела более трех десятков заявлений, в которых обвиняемый и его защитник доказывали суду, что многочисленные материалы по делу прокурора Барлубаева не могут являться доказательством совершения преступления, поскольку собраны с нарушением УПК. Защита, например, утверждала, что в материалах дознавателя Нурманбетова содержатся показания 10 человек, не существующих в природе.
Отец осужденного прокурора выяснил, что дознаватель Нурманбетов действовал весьма незамысловато. Попросту брал из базы данных информацию о реальных людях, менял в их фамилиях, именах или отчествах одну букву и сам за них писал показания. Удалось разыскать и нескольких таких “подменышей”. Один из них, Болат САТЫБАЛДИН, чьи паспортные данные использовал ушлый дознаватель, приписав ему при этом другое отчество, даже писал президенту РК письмо по этому поводу 13 ноября 2009 года. Жаловался на пограничников и рассказывал, что “на протяжении ряда лет в Северо-Казахстанской области действует четко налаженная система провоза через государст­венную границу контрабандного груза, в которой самое активное участие принимают сотрудники пограничной службы КНБ РК”. Сатыбалдин сообщал главе государства, что величина поборов и откатов составляет 10 процентов от стоимости груза, а в случае вынужденного задержания контрабандистов уводят от ответственности, используя метод разделения груза на несуществующих лиц…
Между тем военная прокуратура Петропавловска и прокуратура Северо-Казахстанской области раз за разом отказывали отцу осужденного прокурора Аймагамбету БАРЛУБАЕВУ в возбуждении уголовного дела в отношении дознавателя Елжаса Нурманбетова. Пока в марте этого года он не обратился к первому заместителю генерального прокурора РК Иоганну МЕРКЕЛЮ…

P.S. На днях расследование по обвинению Нурманбетова в фальсификации документов и даче ложных показаний было окончено, и дело вскоре будет передано в суд. Теперь от будущего приговора этого суда зависит, появятся ли в судьбе осужденного прокурора Кайрата Барлубаева “вновь открывшиеся обстоятельства” или все останется по-прежнему.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail:
mukomol@mail.kz , коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

Свежее