13665

Игра в “куклы”

Игра в “куклы”Еркебулан ХАСЕНОВ, написавший в департамент финполиции области заявление о взятке, которую якобы вымогал у него начальник отдела Госсанэпиднадзора Талгат САРТАЕВ, вдруг стал скрываться от следствия. Более того, он обратился в прокуратуру области, департамент КНБ и средства массовой информации с заявлениями о том, как и по чьей воле он превратился во взяткодателя.

Еркебулан Хасенов прибыл на встречу со мной, соблюдая все правила конспирации, словно герой сериала про шпионов. И рассказал, как начальник толкнул его на скользкую дорожку:
- В начале апреля мне позвонил директор ТОО “Эльдос” Жахан КУЛЬЖАНОВ, у которого я работаю заместителем, и поручил разобраться с результатами проверки санэпидемстанции в кафе, входящем в состав нашего товарищества, - сказал он. - Там на потолке случилась протечка. Когда я попал на прием к начальнику СЭС Петропавловска МАНЦУРОВУ, тот заявил, что работу кафе будут приостанавливать - до устранения недостатков. Я доложил об этом директору, и тот велел обратиться к его друзьям из финансовой полиции для решения проблемы. Друзья они или нет, но то, что в этом кафе финполовцы постоянно ели и пили бесплатно, это точно…
В департаменте финансовой полиции взяли в оборот самого Хасенова:
- Сотрудники, которых звали Жанат, Самат и Ниязбек (их фамилии имеются в редакции. - Ред.), сказали, чтобы я написал заявление о вымогательстве у меня 5 тысяч долларов начальником СЭС Петропавловска Манцуровым, - продолжает свой рассказ Еркебулан. - Я стал отказываться, но мне пригрозили: мол, если сотрудничать с ними не буду, то они найдут, за что меня посадить! Надели на меня прослушку и поручили любым способом спровоцировать Манцурова. Велели говорить ему, что я готов заплатить любые деньги, чтобы решить проблему, и повезли меня в СЭС. Вот только Манцурова в то время на работе не оказалось…

И тогда финполовцы поменяли цель. Вот фрагмент объяснительной, написанной Хасеновым прокурору Северо-Казахстанской области Аскару ДОСЕКЕНОВУ и начальнику областного ДКНБ Нурлану КОДЫРБАЕВУ:
“На следующий день те же сотрудники заставляли меня, чтобы я поехал в СЭС к Талгату Сартаеву и говорил ему то, что они скажут по поводу кафе “Береке”. Ниязбек сказал, что я сам должен предложить Сартаеву 5 тысяч долларов и любыми путями заставить взять деньги. Я ответил, что не могу так сделать, потому как давно знаю Сартаева. Но они стали угрожать. Я испугался и согласился. Затем надели на меня прослушку-“заплатку” и диктофон. Один из финполовцев пояснил: они будут слышать все, о чем я буду говорить”.
Хасенова снова отвезли в СЭС, но там опять вышла загвоздка. По его словам, Талгат Сартаев очень удивился несоразмерно большому вознаграждению и наотрез отказался брать деньги:
- Он мне говорит: “Ты с ума, что ли, сошел, там штрафу-то административного всего 11 тысяч тенге, а устранить нарушения за пару часов можно! Не надо мне никаких денег...” Я взял у него номер телефона и сказал, что позвоню, - вспоминает Еркебулан.
Назавтра Хасенов, по его словам, из департамента финансовой полиции пытался дозвониться до Сартаева и назначить новую встречу. А заодно переписал заявление, поменяв в нем фамилию вымогателя взятки с Манцурова на Сартаева. Наконец Сартаев согласился встретиться с ним в кафе “Сова”.
- Мне сделали “куклу” из двух стодолларовых и 48 однодолларовых купюр, оснастили меня видеоаппаратурой, привели заранее двух своих понятых, - продолжает Хасенов. - В обед я поехал на встречу в сопровождении финполовцев. Мне нужно было любой ценой сделать так, чтобы Сартаев взял деньги в руки. А он зашел в кафе, сел за столик и говорит: “Слушай, может, у тебя проблемы какие-то с финансовой полицией?” Дело в том, что кафе его однокласснику принадлежит, он там всех знает. И кто-то из персонала ему сказал, что здесь сегодня финполицейские активничают. Я ему на бумажке написал: мне нужно избавиться от крупной суммы денег. Он тоже написал: никаких денег брать не будет, их у меня его знакомый заберет. И ушел к стойке…

“Знакомый” деньги действительно забрал и уехал на машине. Полицейские, по словам Хасенова, долго за ним гонялись, а когда поймали, денег у того не оказалось.
- Тогда они начали бить его прямо в машине, тот перепугался и сказал, что выбросил их. В общем, пакет потом нашелся…
9 апреля Талгат Сартаев был задержан, а впоследствии арестован. В отношении него возбуждено уголовное дело по статьям 28 ч. 4 и 312 ч. 4 п. “б” УК РК. Вины своей он так и не признал.
Как рассказал мне Хасенов, после этого он постоянно находился под контролем финполовцев. По его утверждению, у него не было никакой возможности скрыться от них:
- Они караулили меня дома, сопровождали на улице, а если я ехал куда-нибудь, то следом двигался их “Мерседес”. И все это время меня совесть мучила: я ведь понимал, что фактически подставил невиновного человека, оговорил его и сделал все, чтобы посадить в тюрьму! Я и доказательства незаконных действий полицейских собирал: как меня заставляли чистые листы бумаги подписывать, расписываться в пустых протоколах допросов. Я в это время тайком сотовый телефон включил и все на видео записал!
Терпение Хасенова лопнуло 2 мая, когда во время уборки дома он обнаружил под диваном полицейский “сюрприз”:
- Я пыль вытирал, как вдруг оттуда вывалилось вот это устройство - такая же “заплатка” (“Гном”), которую на меня полицейские вешали для прослушки разговоров! Я из нее SIM-карту вытащил, а потом подумал и понял: раз меня слушают, то теперь никогда не отстанут. И, улучив момент, скрылся из дома. 5 мая написал заявления в прокуратуру и КНБ.
- Так что я теперь никому не доверяю, - сказал он мне напоследок. - Думаю, что пока все это через вашу газету не будет предано огласке, нигде не смогу чувствовать себя в безопасности…

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск

P.S. Пресс-секретарь областного департамента финансовой полиции Нурлан ЖАХИН на просьбу прокомментировать ситуацию ответил следующее:
- Рассказы Хасенова об угрозах и принуждении со стороны сотрудников финансовой полиции являются его вымыслом. Хасенов добровольно и по собственной инициативе обратился к нам с заявлением о вымогательстве у него денег, и все дальнейшие действия наших сотрудников проходили под надзором прокуратуры.
В свою очередь, пресс-секретарь областного ДКНБ Сайранбек МУСТАФИН сообщил: поступившее к ним заявление Хасенова было передано в прокуратуру области. А его коллега из прокуратуры Северо-Казахстанской области Гульназ ШАРИПОВА рассказала: прокуроры сейчас проверяют доводы, изложенные в заявлении Еркебулана Хасенова. По окончании этой проверки будет принято процессуальное решение.

На снимках: Еркебулан ХАСЕНОВ и “гномик”, который он нашел у себя дома под диваном.
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть