А и Б сидели…

- С 1 января 2010 года наша страна становится председателем ОБСЕ, что налагает особую ответственность на все институты и государственной власти, и исполнительных органов, которые будут осуществлять эту миссию.
Поэтому я считал бы необходимым предусмотреть еще одну возможность, которая бы создавала более благоприятное поле для работы нашей страны на этом ответственном и очень важном посту, - заявил сенатор.
Если предложение найдет понимание в правительстве, то страна в седьмой раз за свою историю досрочно выпустит на свободу несколько тысяч заключенных, осужденных за преступления легкой и средней степени тяжести. Заслуживают ли государственного снисхождения наши соотечественники, которые попали в места не столь отдаленные как по неблагоприятному стечению обстоятельств, так и в связи со стойким антисоциальным отношением к окружающим?
Вот что думают об этом опрошенные газетой “Время” эксперты.
Нинель ФОКИНА, председатель Алматинского Хельсинкского комитета:
Милосердие - показатель зрелости государства
- Я считаю, что государству изначально не стоит перегружать нашу судебную и пенитенциарную систему излишним числом заключенных, чтобы потом доводить дело до амнистии. Идеальной была бы система, когда людей не лишают свободы за незначительные преступления, не представляющие угрозы для общества, личности, для здоровья и жизни человека. Вполне можно обходиться альтернативными формами наказания, коих человечество придумало немало, - домашним арестом, общественными работами, штрафами, ограничением свободы. Весь мир так поступает - практически нигде не сажают на три года за воровство курицы.
Да и амнистия экономических преступников по многим коррупционным делам была бы благом. На примере “дела Кулекеева” (бывший президент АО “НК “КТЖ”. - А. А.) мы видели, что обвинение во взятке рухнуло, но у нас в стране так принято - если человек привлекается, его нельзя отпускать “просто так”. Поэтому Кулекееву “пристегнули” другую статью, чтобы гарантированно посадить.
Не исключаю, что основная цель предлагаемой сенатором амнистии - вывести из мест заключения именно такую категорию людей. Это знак того, что палку перегнули и теперь нужно выходить из положения, не потеряв лица.
Показатель зрелости общества - степень жестокости или милосердия к своим гражданам. В нашей стране за проступки люди наказываются гораздо жестче, чем это диктуется соображениями безопасности, милосердия и морали.
Яна ИСАКОВА, член инициативной группы обманутых дольщиков ТОО “Алматыинвестстрой”:
Любителей легких денег трудно исправить
- Мне логика этой идеи (об амнистии. - А. А.) непонятна. Мы хотим быть хорошими где-то там, на уровне ОБСЕ, но при этом закрывать глаза на то, что внутри страны царит беспредел! Прежде чем инициировать амнистию, стоило бы поставить себя на место людей, потерпевших от деяний осужденных. Не нарушит ли досрочное освобождение чьих-то обидчиков принцип социальной справедливости? Одно дело, когда человек досрочно выходит из мест лишения свободы, осознав свою вину и встав на путь исправления. Другое - когда это делается ради председательствования в ОБСЕ.
Амнистировать по экономическим преступлениям, на мой взгляд, можно только в исключительных случаях, да и то после полного возмещения преступником материального и морального ущерба. Хотя никто, по-моему, не может гарантировать того, что любитель легких денег исправится до конца.
Игорь ЛЕПЁХА, заместитель председателя Комитета административной полиции МВД РК:
Отпускайте, мы готовы!
- Быть ли этой амнистии - пока большой вопрос. Подобного рода решения принимаются законодательно. В МВД к перспективе этой государственной акции относятся спокойно: еще ни разу амнистия не приводила к всплеску преступности. Конечно, никто не может исключить, что очень незначительный процент освобожденных не совершит преступления повторно.
Бексултан ТУТКУШЕВ, заместитель председателя Национального медицинского холдинга:
В здоровом теле - здоровый дух
- Средств, которые государство ежегодно тратит на содержание одного человека в тюрьме, хватило бы на открытие 10 школьных мест.
Несмотря на то, что условия содержания заключенных по сравнению с началом 90-х в Казахстане изменились в лучшую сторону, колонии остаются рассадниками туберкулеза, СПИДа и других опасных заболеваний. Это объективная реальность. Некоторые осужденные намеренно заражаются тем же туберкулезом, чтобы таким образом “заработать” себе особые условия содержания или досрочное освобождение. Доходит до того, что у такого контингента вырабатывается устойчивый иммунитет к лекарствам. Лечение таких форм туберкулеза обходится государству в миллиарды тенге. Мы никогда не выберемся из этого порочного круга, если в колониях будут отбывать наказание те, кто этого не заслужил. Амнистии должны быть - нельзя гноить в тюрьмах наших соотечественников, которые нередко становятся жертвами кампанейщины или случайных обстоятельств.
В советское время в тубдиспансерах существовали “стражные отделения”, где под охраной лечились те, кому это было предписано в принудительном порядке. Почему бы не внедрить и сегодня такую практику, чтобы государственные акции милосердия - амнистии - не несли в себе никакого негатива, а были бы только на пользу обществу?
Сергей ЗЛОТНИКОВ, исполнительный директор ОФ “Транспаренси Казахстан”:
Коррупция - самый страшный убийца
- Когда речь идет о хищении миллионов долларов, никак нельзя говорить о “средней степени тяжести”, и вряд ли люди, совершившие такие преступления, должны и могут попадать под амнистию. Когда сроки получают за кражу 2 тысяч тенге - дело совершенно другое. Таким в колониях действительно не место. Как и тем нашим соотечественникам, которые вообще не оступались в жизни, а просто оказались в ненужное время в ненужном месте. ДТП по неосторожности, за которые по 4 года колонии-поселения получили правозащитник Евгений ЖОВТИС и журналист Тохнияз КУЧУКОВ, - не те случаи, когда следовало бы наказывать сроками. А что касается экономических преступлений… Я вообще считаю, что Верховному суду пора принять постановление о практике применения уголовных статей коррупционного и экономического характера, чтобы было ясно - за какие хищения стоит преследовать в уголовном порядке. Самое главное, пожалуй, в том, что действующая система правосудия не исправляет преступников. Ведь зачастую похищенные у государства средства не возвращаются, а старательно переписываются на родственников, выводятся в офшоры. А ведь из-за кражи этих денег кто-то недополучил лекарств, кто-то - пособий. То есть коррупция медленно убивает общество. Так что не уверен, стоит ли амнистировать коррупционеров только потому, что они никого не лишили жизни.
Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы