12076

Дело о призраках

Дело о призракахПрокурор Мамлютского района Кайрат БАРЛУБАЕВ утверждает, что стал “жертвой грубой провокации в результате длительных, стойких, неприязненных отношений со стороны ДКНБ по СКО, в частности 5-го управления, сложившихся в результате его работы в органах прокуратуры с 1995 года на различных должностях, где он занимал основанную на законе принципиальную позицию по отношению к действиям этого ведомства”. Прокурор заявил, что сотрудники КНБ подкинули ему “взятку”.

Все началось 6 марта 2009 года, когда на автотрассе возле села Воскресеновка пограничники задержали “Урал” без номеров, груженный китайским товаром. У водителя не было документов ни на груз, ни на машину, поэтому “Урал” отправили на склад временного хранения “Рубеж” в Петропавловск. А 25 марта 2009 года дознаватель пограничной службы КНБ Елжас НУРМАНБЕТОВ вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по контрабанде. Оказалось, что десять владельцев груза купили товар на рынке “Алатау” в Петропавловске у предпринимателей А. ИЛЬИНА и В. ЗВЯГИНА. Дознаватель также установил, что по просьбе предпринимателей груз повез в Костанай на рынок их знакомый Руслан САКАШОВ, но не довез, машину задержали. Отказной материал был передан в прокуратуру Мамлютского района на согласование. Дело попало к старшему помощнику прокурора Людмиле ЗАВЬЯЛОВОЙ, но рассмотреть его она не успела. 6 апреля комитетчики забрали материалы, потому что прокурор района был задержан при получении взятки от Руслана Сакашова.
Задержанием взяточников в наше время никого не удивишь. И в том, что прокурора Барлубаева поймали с поличным при получении взятки, тоже не было бы ничего особенного. Однако в уголовном деле, которое расследовали сотрудники ДКНБ, много несуразностей и нестыковок.

Интересная деталь: прокурора Барлубаева Сакашов ни разу до суда не видел, а поверил на слово своему тезке, заместителю коменданта погранзаставы в Мамлютке Руслану АТКЕЛЬДИРОВУ, который сообщил ему о требовании взятки. Аткельдиров в этом уголовном деле является прямо-таки главным действующим лицом. Он задерживал контрабандный “Урал”, ему прокурор сказал, что Сакашову надо заплатить 5 тысяч долларов за подпись в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, он же выступил посредником при передаче взятки. Положил конверт с долларами на край стола, под газету, куда якобы показал прокурор, сопроводив жест словом “туда”. Правда, профессор СКГУ Алма МУРЗАЛИНОВА, приглашенная в суд в качестве эксперта, в диктофонной записи, длящейся 51 секунду, слова “туда” не услышала. Ее вообще поразило слишком “вольное восстановление текста”, который она охарактеризовала как “набор слов”. Из допроса в суде (Х. - Аткельдиров, М. - Барлубаев. - В. М.):
- Из 19 произнесенных во время встречи слов 11 принадлежат Х. Он заинтересован в той информации, которая связана со словом “пять”, не понятным в данном контексте... Здесь нет единой линии разговора. С точки зрения теории текстовой информации вообще диалог не состоялся. Поэтому я не соглашусь с выводом старшего эксперта Мусина (его выводы также легли в основу обвинения. - В. М.) о том, что здесь единая тема, все понятно и нет никаких отклонений от одной ключевой линии. Там, в тексте, к примеру, есть вопрос: когда можно забрать? И якобы ответ М. (Барлубаева): забирает. - Здесь нестыковка смысловая.
По мнению эксперта, аудиозапись с явными признаками монтажа настолько некачественна, что не может быть вещественным доказательством. К тому же ни из контекста, ни из подтекста нельзя сделать вывод, что М. что-то требует от Х.

Обвиняемый и его защитник в трех десятках заявлений доказывают суду, что и другие материалы по делу прокурора Барлубаева тоже не могут быть доказательством совершения преступления, поскольку собраны с нарушением УПК.
Почему сотрудники ДКНБ не взяли санкцию прокуратуры на проведение оперативно-розыскных меро­приятий? Оказывается, из-за недоверия к заместителю прокурора СКО Дмитрию ИВАНОВУ. Почему не записывали на видео момент передачи взятки? Не посчитали нужным. Почему не обработали деньги и конверт спецпорошком? Посчитали достаточным, что просто переписали номера купюр.
Почему не зарегистрировали заявление Руслана Сакашова о вымогательстве взятки, хотя вовсю проводили оперативно-розыскные мероприятия? Ответа нет.

Суд не смог установить, где оперативники взяли 5 тысяч долларов США. Руслан Сакашов объяснил, что это его личные сбережения, скопленные за много лет. Его слова подтвердили и сотрудники КНБ. Но нумерация стодолларовых купюр идет строго от 1 до 50, как в банковской упаковке. Сакашов сказал в суде, что деньги были возвращены ему без оформления документов. Сотрудники ДКНБ - что это не так. А то, что товар был выдан со склада “Рубеж” Сакашову, а не десяти хозяевам груза, дознаватель Елжас Нурманбетов подтвердил. Эту странность объяснил Кайрат Барлубаев. Он сказал, что отказной материал сфальсифицирован, как и дело против него самого:
- Лица, перечисленные в материалах дознания по факту задержания груза как его хозяева, вымышленные! Как нам ответили из налоговых органов и органов юстиции, изложенные в деле номера удостоверений личности и регистрационные номера налогоплательщиков никому в Казахстане не выдавались.
Предприниматели Звягин и Ильин тоже оказались призраками. По данным управления по сбору мест­ных налогов акимата СКО, такие люди на рынке “Алатау” не торгуют. Теперь в Кызылжарском суде, где рассматривается это странное дело, будут опрашивать свидетелей, чтобы установить, сфальсифицирован ли отказной материал по контрабанде.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail:
mukomol@mail.kz , коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

P.S. Пока велось судебное разбирательство, автомобиль “Урал”, очень похожий на тот, с которого и началось это странное дело о взятке, снова попался с контрабандным грузом в Мамлютском районе. Только на этот раз баулов с контрабандой было больше сотни, а на машине были фальшивые номера. Согласно справке из дорожной полиции, эти номера принадлежали автомашине “Москвич”. Хозяин “Москвича”, житель Мамлют­ского района Анатолий Судаков, умер в 2005 году...
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть