30923

Помочь нельзя навредить

Вчера председатель Нацбанка Григорий МАРЧЕНКО (на снимке) устами пресс-службы ответил на целый ряд вопросов, касающихся реформирования пенсионной системы, в том числе поставленных экспертами в наших публикациях (см. “Старые счёты”, “Новая песня о старом”, “Время” от 15 и 26.1.2013 г.).

Григорий Марченко журналистской братии известен в первую очередь тем, что отвечает только на те вопросы, на которые считает нужным отвечать. Иные он либо просто игнорирует, либо высказывается по ним туманно и не всегда однозначно. Но спасибо ему и на этом.
В материале, опубликованном в прошлом номере нашей газеты, глава Ассоциации пенсионных фондов Айдар АЛИБАЕВ высказался с изрядной долей скепсиса по поводу объединения всех пенсионных фондов в один, поставив ряд вопросов относительно того, в какие сроки и с помощью каких механизмов данный проект будет реализован.
Относительно сроков Григорий Марченко отметил, что соответствующие предложения по поправкам в законодательство должны быть представлены в течение одного месяца, а учитывая, что объединение фондов - это личное поручение главы государства, все будет сделано в обязательном порядке.
Глава Нацбанка далее предположил: если все государственные органы сработают дружно и согласованно, то процесс может занять всего три месяца, а ведь главный вопрос состоит в том, как быстро эти законопроекты будут проходить через парламент.
“Если не будет поддержки, то процесс может занять полтора года”, - полагает банкир.
Но основное внимание Григорий Марченко уделил вопросу управления пенсионными активами, которые будут собраны в одну “корзину”.
“Мы считаем, что единый пенсионный фонд должен находиться при правительстве, лучше всего при Министерстве финансов, а не при Национальном банке, чтобы избежать прямого конфликта интересов. То есть мы не должны быть владельцем пенсионного фонда и его регулятором”, - заявил автор письма, однако заметил, что не против, если часть денег, которая будет инвестироваться во внешние активы, будет передана Нацбанку в управление.

Говоря же об инвестировании средств пенсионного фонда на внутреннем рынке, глава Нацбанка предложил будущему единому фонду проводить тендер среди управляющих компаний, а те, в свою очередь, будут брать мандаты и инвестировать эти деньги в акции, облигации и другие инструменты. При этом, по его мнению, перечень разрешенных к инвестированию инструментов должен определять... Нацбанк!
Отвечая на тревогу Айдара Алибаева по поводу механизма выкупа государством частных НПФ, который, по мнению эксперта, может при неблагоприятном раскладе иметь черты рейдерства, Григорий Марченко пояснил:
“Правительство должно будет нанять оценочную компанию, которая должна будет провести справедливую и независимую оценку (каждого НПФ. - И. Х.) и, соответственно, выкупить (опять же это наша точка зрения), но должен быть выкуп, еще раз хочу подчеркнуть, по справедливой рыночной стоимости. Этим кто-то должен заниматься объективно, нужна справедливая, рыночная, независимая оценка. И это вопрос очень щепетильный. Однако у крупных фондов оценка будет ниже, так как, купив его раньше, можно было увеличить долю на рынке, а теперь, когда долю увеличить уже не получится, то и оценка будет ниже”, - отметил Марченко.
Оценка же мелких фондов, полагает он, будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе и от того, какой у каждого конкретного фонда портфель.
Сохранность пенсионных активов, безусловно, будет соблюдена при любом варианте объединения вкладов, пообещал банкир, потому что раз система государственных гарантий распространялась на частные пенсионные фонды, то эта гарантия будет распространяться и на накопления в едином государственном пенсионном фонде.
Но вот что любопытно: об ожидаемых результатах банкир высказался весьма туманно: “Если правильно провести процесс объединения фондов, вполне возможно, что система будет работать лучше”.

Игорь ХЕН, hen@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Комментарий в тему

Айдар АЛИБАЕВ, президент Ассоциации пенсионных фондов Казахстана:
- Высказывания господина Марченко весьма неконкретны и расплывчаты. У меня есть основания полагать, что решение по объединению НПФ и все действия, связанные с ним, предпринимаются поспешно, непродуманно, впопыхах. Дело, которое касается всех работающих граждан страны и членов их семей, как мы можем убедиться из заявления главы Нацбанка, еще даже не приняло конкретных очертаний.
Что значат его слова: “Если правильно провести объединение”?.. А если оно будет проведено неправильно? И что значит: “Вполне возможно, что система будет работать лучше”?.. А если хуже? За это будут отвечать вкладчики? Ведь не факт, что чиновники, которые сегодня отвечают за пенсионную реформу, завтра уже не будут занимать другие должности, а значит - уйдут от ответственности.
Мне также не нравится, что акцент в заявлении председателя Нацбанка делается на процедуре прохождения процесса объединения фондов через гос­органы и парламент. И сроки реализации называются немыслимо короткие. При этом интересы акционеров фондов, тысяч их работников и миллионов вкладчиков вообще остаются в стороне. Хотя, на мой взгляд, интересы именно этих групп должны учитываться в первую очередь.
А сроки реализации вообще не имеют значения. Сроки имеют значение только для чиновников и только в тех случаях, когда они торопятся любыми путями скорее отчитаться перед президентом.
Кстати, при каком госведомстве будет находиться единый пенсионный фонд, тоже значения не имеет, потому что в принципе госчиновники не умеют эффективно управлять активами. Я не сомневаюсь, что доходы единого фонда будут еще ниже, чем доходы частных пенсионных фондов.
Ну а пассаж об оценочной компании, которая должна будет проводить оценку стоимости фондов, - это вообще сплошные вопросы. И рассчитывать на то, что оценка будет проведена справедливо и удовлетворит все стороны, у меня оснований нет.
Учитывая сказанное, хочу резюмировать: в слиянии частных НПФ в единый государственный фонд сегодня нет никакой объективной необходимости.

Поделиться
Класснуть