12903

Туалет - лучше для реформы нет?

Глава Национального банка Казахстана Григорий МАРЧЕНКО (на снимке) на недавней отчетной пресс-конференции своего ведомства обвинил некоторых журналистов в …непорядочности. А начиналось все с …женщин.

Еще в начале мая финансовый гуру заявил, что выступает за выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин. Он пояснил: основное достоинство накопительной системы в том, что “чем больше работаешь, тем больше накапливаешь”. Однако согласно Закону “О пенсионном обеспечении”, мужчины выходят на пенсию в возрасте 63 лет, а женщины в 58. Соответственно, у них пенсионные отчисления гораздо ниже, чем у сильного пола, что является своего рода дискриминацией.
Это заявление вызвало большой ажиотаж. В казахстанском интернет-сегменте нашлось немало как сторонников, так и противников подобной уравниловки.
И вот спустя месяц Григорий Александрович расставил точки над “i”.
- Предложение о выравнивании пенсионного возраста существует уже давно, просто в связи с тем, что у нас понятие порядочности в казахстанской журналистике практически отсутствует, прицепили его ко мне, - заявил г-н Марченко, отвечая на соответствующий вопрос. - Я считаю, что это проявление подлости со стороны целого ряда журналистов. Все эти вопросы нужно обсуждать, но обсуждать с цифрами, спокойно. А там начинаются просто крики об особенностях женского организма - и никакой аргументации. Или так: у нас к женщинам относятся плохо, общество несправедливо, поэтому пусть женщины пораньше выходят на пенсию.
Глава Нацбанка в доказательство необходимости реформировать пенсионное законодательство привел интересные аргументы.
- У нас в Национальном банке 53 процента руководящих должностей занимают женщины. И 67 процентов трудового коллектива составляют женщины. За равную работу женщинам платят равную зарплату. И туалетов в Национальном банке для женщин в 2 раза больше, чем для мужчин (выделено мной. - Р. Б.). Нужно просто вовремя все делать правильно. И у нас количество женщин беременных и в декретном отпуске в 16 раз больше, чем в среднем по стране именно потому, что к ним нормально относятся, их работодатели никак не угнетают и не пытаются уволить с работы. У нас в Нацбанке принципы гендерного равенства соблюдаются и уважаются. Поэтому женщины в Нацбанке почему-то поддерживают необходимость выравнивания пенсионного возраста.

Рискуя навлечь на себя гнев Григория Александровича и угодить тем самым в список “подлых” журналистов, все же отмечу: соотношение женских и мужских туалетов в той или иной организации - вовсе не аргумент при решении столь важного вопроса. Видимо, осознавая это, г-н Марченко привел еще один довод.
- У любого из вас спросить - у того, у кого дети есть: вы к кому больного ребенка отведете - к женщине-врачу, которой 57 лет и которая может работать дольше, или к выпускнице нашего вуза, которая два года назад его окончила? - задал риторический вопрос главный банкир страны. - Кто отведет к выпускнице? Вот и все! И на самом деле, потому что у нас люди того (старшего. - Р.Б.) поколения более квалифицированны, потому что они и учились в других учебных заведениях, и имеют большой практический опыт. Мы все как общество заинтересованы, чтобы вот эта генерация проработала дольше, потому что, когда они уйдут на пенсию, ситуация сильно изменится. Поэтому для нас этот вопрос не главный, этот вопрос по большому счету не нашей компетенции. Решать его будет правительство и в конечном счете парламент. Меня спросили, поддерживаю или нет. Я сказал, что такое предложение было и я считаю его правильным. А кто про это что пишет - опять же это вопрос личной порядочности и понимания проблемы, но по большей части - отсутствия понимания.
Как понимают эту проблему наши эксперты - известные в стране женщины, мы выяснили, проведя небольшой опрос.

Раушан САРСЕМБАЕВА, президент Ассоциации деловых женщин Казахстана:
Не путайте офис с полем!
- Каждый ребенок от социально активной, общественной жизни женщины отнимает три года. А если у нее несколько детей? Во-вторых, при решении этого вопроса следует разделять и учитывать женский труд: то ли это интеллектуальный, офисный, то ли фермерский или производственный, у станка. Или это сотрудницы Нацбанка, которые сидят в комфортном офисе с кондиционерами с 9.00 до 18.00, или же это женщины, которые трудятся от зари до зари в нечеловеческих условиях. В советское время не дураки сидели, которые вывели все эти нормы.

Нинель ФОКИНА, председатель Алматинского Хельсинкского комитета:
Нацбанк-то у нас один…
- У Марченко главный аргумент: женщины живут дольше мужчин, и поэтому среди пенсионеров их больше. Но он при этом не договаривает: если эта уравниловка будет принята, то у государства появится возможность сэкономить на пенсиях. Я считаю безобразием уравнивать женщин с мужчинами. Не секрет, что родившая двух-трех детей женщина теряет 10 лет активной жизни. А то, что женщина живет дольше, объясняется просто: она не дерется, реже водит автомобиль, меньше курит и пьет. Поэтому нужно улучшать условия жизни наших мужчин, больше заботиться о них (чтобы дольше жили. - Р. Б.). У нас любимый лозунг: сделать жизнь такую же, как на Западе. Но тогда давайте станем слепо их копировать - не будем уступать женщинам место в транспорте, заставим их носить тяжести, разрешим служить в армии. Марченко оперирует цифрами не столько как экономист, сколько как скупой рыцарь, считающий копеечки в своем сундуке. Меня этот вопрос уже мало касается, так как я умудрилась вместо 55 выйти на пенсию в 56 лет. Но мои сотрудницы, которым по 57-58 лет, в шоке. Где сегодня может найти высококвалифицированную работу 58-летняя женщина? Нацбанк же у нас один! Пусть для его сотрудниц и пишут этот закон. Когда мы внедряли новую пенсионную систему, у нас было 3,7 млн. пенсионеров, сейчас их - 1,7 млн. Куда девались пенсионеры? Или у нас так много рабочих мест, что работать некому? Мы молодым не можем найти работу - они вон тележки на базарах толкают! А тут одним росчерком пера государство сэкономит немалые деньги, выбросив на улицу еще миллион человек.

Жемис ТУРМАГАМБЕТОВА, исполнительный директор общественного фонда “Хартия за права человека”:
Некорректное высказывание
- Заявление Марченко абсолютно некорректно. Если бы все женщины работали в Нацбанке, где и туалетов побольше и зарплата повыше и еще что-то погуще, - тогда никаких вопросов не было бы. Я считаю, что женщина сама должна решать: хочет ли она выйти на пенсию в 58 лет или работать дальше. Это должно быть исключительно на добровольной основе. А вот так взять и всех уравнять - с завтрашнего дня мы все выходим на пенсию с 63 лет, это не только некорректно, но и античеловечно.

Бахыт СЫЗДЫКОВА, руководитель службы национальных и международных программ “Назарбаев-центр”:
Сейчас - не то, что раньше
- Раньше женщины в 63 года были глубокими старушками, а многие вообще не доживали до этого возраста. Сейчас же женщины в эти годы здоровы и физически, и морально, готовы трудиться. И очень часто бывает такое: женщине в 58 лет пора выходить на пенсию, но она еще вполне работоспособна. А согласно нашему законодательству, женщин предпенсионного возраста нельзя брать на руководящие посты, несмотря на то, что у них огромный опыт. К примеру, многие депутаты-женщины из четвертого созыва, которые не попали в пятый созыв, до сих пор не могут устроиться на работу: они либо предпенсионного, либо пенсионного возраста. Но у них колоссальный опыт и знания, которые нужны стране. Я думаю, что в законодательстве должна быть предусмотрена вариативная норма.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

Свежее