Не всё молчание - золото
Когда в официальных заявлениях нет конкретики, журналистам не остается ничего другого, кроме как строить различные - порой фантастические - версии. После ареста бывшего главного таможенника страны (на снимке) прошло уже несколько дней, а “компетентные органы” продолжают играть с обществом в молчанку.
Как только в середине минувшей недели был снят с должности председателя таможенного комитета республики Серик БАЙМАГАНБЕТОВ, у журналистов сразу же появилась информация, что только лишь отставкой тут дело не ограничится.
Во-первых, столь стремительно покинувшая пост персона весьма колоритная, а, во-вторых, таможня - ведомство очень непростое, откуда обычно без громкого скандала не уходят… Поэтому начиная с прошлого четверга корреспонденты газеты “Время”, как, впрочем, и сотрудники многих других казахстанских СМИ, обивали пороги и обрывали телефоны всех госструктур, которые могли быть хоть как-то причастны к этой отставке, - пытались получить исчерпывающую информацию в правительстве, в Генпрокуратуре, в финансовой полиции, КНБ и МВД. Но все было бесполезно - “компетентные органы” упрямо молчали. Нам пришлось обратиться к своим неофициальным источникам, чтобы выяснить, что Серик Баймаганбетов не только отправлен в отставку, но в отношении его возбуждено уголовное дело. И только после того, как эта новость появилась в СМИ, а Интернет зафонтанировал всевозможными, иногда самыми невероятными версиями произошедшего, пресс-служба Минфина через агентство КазТАГ подтвердила: информация соответствует действительности. Но к тому времени многие издания уже располагали сведениями, что Серик Баймаганбетов не только находится под следствием, но уже задержан и даже арестован. Но госорганы теперь уже на этот счет играли с нами в молчанку. Ссылаясь на своих неофициальных информаторов, средства массовой информации уже дня четыре во всю трубили об аресте главы таможни, а госорганы в лице пресс-службы финансовой полиции только вчера, во вторник, сподобились дать об этом официальную информацию, причем почему-то только агентству “Интерфакс”. Самое смешное, что эта информация вызывала больше вопросов, чем давала ответов. Так, например, сообщалось, что санкция на арест Баймаганбетова Сарыаркинским райсудом Астаны дана 5 февраля. А это воскресенье, выходной день. Выходит, кому-то из судей пришлось выйти на работу.
Но дальше - госорганы опять молчок. Темнят, прячась за ссылку о следственной тайне…
Почему? Не уверены в силе своих доводов? О чем тогда думали, отправляя человека “на цугундер”?
Или опять ждут ценных указаний сверху? Может, в деле Баймаганбетова есть не только уголовная составляющая, но и некая другая - например, чья-то личная неприязнь?
Когда в официальных заявлениях нет конкретики, версий можно строить сколько угодно.
Там, где нет своевременной и достоверной официальной информации, возникают слухи, порой самые невероятные. Потому что свято место пусто не бывает.
А это уже неминуемо порождает в людях недоверие к власти. И сомнение в ее компетентности. Так что, далеко не всегда молчание - золото.
Геннадий БЕНДИЦКИЙ, benditsky@time.kz, Алматы