12027

Вышел полумесяц из тумана

Институт политических решений (ИПР) собрал заседание на тему “Тенденция: исламизация”. Народу было - как в мечети в пятничный намаз.

Надо сказать, что не все согласились с тем, что исламизация есть и что это в некотором смысле тревожно. Оно и понятно. На взгляд мусульманина-фундаменталиста, например, исламизация - это очень хорошо. Священник православной церкви наверняка думает, что это, может быть, и не так уж хорошо.
Поэтому ведущий специалист департамента по делам религии Алматы Нурмухамед МЕЙМАНХОЖАЕВ, не дав никому опомниться, на цифрах доказал, что нет у нас никакой исламизации. Так, по его данным, в южной столице зарегистрированы 254 религиозные организации, среди которых 177 протестантских и всего 43 - исламских. При этом культовых сооружений у протестантов 40, а у мусульман - 35 (офисы “Нур Отана” не были включены в доклад).
Правда, некоторые миролюбивые духовные коллективы предпочитают не регистрироваться в госорганах по причине врожденной скромности. Но это светлое откровение на департамент по делам религии, видимо, еще не снизошло.
- В целом религиозная ситуация у нас стабильная, экстремистских, террористических актов именно на религиозной почве не наблюдается, - подытожил г-н Мейманхожаев.
История с бандой Рузембая ИШИМБЕТОВА, таким образом, предстает в совершенно новом свете. Наша газета неоднократно писала о бойне, устроенной Ишимбетовым и его сподвижниками в Алматы (см. “Бой в микрорайоне”, “Убойная сила”, “Время” от 6.4. и 7.4.2011 г.). При ликвидации банды пострадали 11 спецназовцев. Видите, все просто: секта же не была зарегистрирована именно по религиозному признаку! А так бы департамент по делам религии сразу разобрался.
Между тем согласно Закону РК “О свободе вероисповедания” зарегистрировать религиозную общину у нас - проще некуда: чтобы оформить нужные документы, нужно собрать всего 10 человек. При этом глава новообразованного общества может даже не являться гражданином Казахстана.
Сравните с требованиями по регистрации политических партий, и вам сразу станет ясно, почему у нас в Бога гораздо проще верить, чем в себя.
С другой стороны, никто же не мешает партиям мимикрировать под богоугодные организации, создав что-то вроде “Братства светлой печали “Алга” или “Во имя Азата, Атамекена и святого Асара”. Даже странно, что никто пока не пошел по этому праведному пути.

Впрочем, мы отвлеклись.
После шокирующих подробностей от гос­органов о несокрушимой стабильности в делах религий, слово взял глава Союза мусульман Казахстана Мурат ТЕЛИБЕКОВ:
- В наших мечетях по-прежнему царят косность и догматизм. Официальный ислам не может обслуживать власть и в то же время абсолютно дискредитировал себя в глазах общественности. Должности духовенства откровенно продаются и покупаются. Царит засилье имамов из Южно-Казахстанской области. Для меня осталось загадкой, почему муфтият и православная епархия проявили активность во время подготовки к так и несостоявшемуся референдуму, но никак не отреагировали на заражение детей ВИЧ в Шымкенте или события в Кызылагаше.
В общем, хоть здесь у нас все привычно.
Телибеков и выступавший следом ведущий сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Тимур КОЗЫРЕВ отметили, что власти придется взаимодействовать с исламом, пока он сам не начал взаимодействовать с ней. И так, что власть уже не сможет от этого получить чувство глубокого удовлетворения.
Депутат Алматинского маслихата Талгат АБДИЖАППАРОВ был более конкретен:
- Будут взрывы, будут убийства... Все проблемы из-за позиции ДУМКа (Духовное управление мусульман Казахстана) и молодежной политики.
Примерно в том же ключе высказался писатель Смагул ЕЛЮБАЙ:
- Посмотрите, кто в мечетях. Это безработная молодежь, находящаяся в тупике. Почему они ходят в мечети? Потому что не знают, что делать, они в тупике! У них нет работы, нет квартиры. Они не способны создать семью. Наша власть должна напрямую заниматься этой молодежью.

А между тем с популярным тезисом о самоустранении власти от всех проблем трудно согласиться. Государство активно присутствует в сфере духовного строительства, причем строительства не какого-то там эфемерного, а самого натурального.
Геннадий БЕНДИЦКИЙ писал, как экс-зам­пред ДКНБ по Алматы Серик АСАИНОВ возвел в Павлодарской области мечеть за $1,5 миллиона, внеся посильный вклад в благое дело укрепления веры у растущего населения области. И таких примеров масса. Так что власть строит будущее с народом вместе.
В каком месте - уже другой вопрос.
Кстати, Козырев заявил, что так называемый “казахский степной ислам” будет изменяться, поскольку формы религии, представляющие особый казахстанский путь развития, станут заведомо нелегитимными в глазах любого более-менее просвещенного мусульманина.  
Только с просвещенными товарищами у нас некоторые проблемы, что сам Козырев и подтвердил, вспомнив случай с Валерием ТВЕРДОХЛЕБОМ, осужденным за религиозный экстремизм. Твердохлеба, исповедующего ислам, осудили в Акмолинской области в прошлом году.
- Судья на процессе сказала, что как представитель мусульманской церкви свидетель имеет право не разглашать тайну исповеди, - отметил Козырев. - То есть ей невдомек, что в исламе нет ни церквей, ни тайны исповеди. Далее в материалах следствия указано, что обвиняемый принадлежит к “халифатскому мазхабу”, которого в природе не существует. В итоге непонятно, был ли состав преступления в действиях этого парня вообще. А человек сидит.
Пример, впрочем, не самый убедительный - у нас много сидящих парней, в действиях которых, может, нет никакого состава.

После заседания осталось ощущение, что люди, претендующие на роль экспертов в деле религиозно-общественного просвещения, сами не очень просвещены и собрались, чтобы рассказать друг другу о собственных заблуждениях. Бурихан НУРМУХАМЕДОВ из Института национальных исследований, например, заявил, что по справедливости мечетей должно быть никак не меньше, чем депутатов маслихата (он так Абдижаппарова поддел). Но депутаты, какими бы ни были, законодательно учреждены. А где в наших законах норма о квоте на мечети?
Мухит АСАНБАЕВ из центра социсследований “Аспект М” посетовал на то, что мусульмане ущемлены в правах и их на работу не берут. А бизнес-консультант Ерлан СЕЙТИМОВ сказал, что предприниматели предпочитают нанимать верующих. Они берут свидетелей Иеговы и буддистов?
Таких откровенных нестыковок и странностей в речах было слишком много, чтобы списать их на издержки производства.
А ведь это интеллигенция, цвет эпохи.
Всевышний, помоги нам.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть