33524

Финпол - адвокатам: Мы вас слушаем!

Kак борцы с коррупцией нанесли непоправимый ущерб международной репутации Казахстана

На прошлой неделе в Акорде на совещании силовиков с участием главы государства генеральный прокурор Казахстана Асхат ДАУЛБАЕВ подверг резкой и беспощадной критике деятельность силовых структур, чем немало удивил несколько сотен собравшихся офицеров. Особенно досталось финансовым полицейским, которые, возбуждая уголовные дела, выдают факт получения взятки одним и тем же чиновником за системную коррупцию.

- Ярким примером тому служат 39 дел, возбужденных в отношении трех работников фитосанитарного поста Астаны за неоднократное получение взяток, - пояснил А. Даулбаев.
Между тем финансовая полиция стоит на пороге очередного громкого скандала. В распоряжении редакции оказались копии документов, изобличающих некоторых борцов с коррупцией в явном превышении должностных полномочий.
Как выяснилось, доблестные финполовцы взяли под колпак сразу 11 адвокатов, которые работают по так называемому “хоргосскому делу”. Следователи допрашивали адвокатов, требуя выдать им все секреты подзащитных.

К слову, адвоката вообще запрещено допрашивать об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением своих обязанностей по уголовному делу. На всякий случай напомним, что такой запрет оговорен в статье 82, часть 2 Уголовно-процессуального кодекса РК, и на сегодня эта норма не отменена.
Более того, от защитников требовали предоставить следствию их образцы голоса, почерка и подписи для сравнительного исследования. Финполовцы под всякими предлогами создавали адвокатам препятствия и отказывали в предоставлении свиданий, в нерабочее время и без защитников проводили следственные действия. Кроме того, у адвокатов были изъяты договоры об оказании правовой помощи обвиняемым по этому делу и квитанции об уплате гонораров.
Но чашу терпения адвокатов переполнили факты незаконного скрытого наблюдения за ними. Они, прослужившие не один десяток лет в следственных под­разделениях и прокуратуре, не понаслышке знаю­щие о технических устройствах наружного наблюдения с использованием видео-, аудио- и фотосъемки, сразу заподозрили неладное.
Адвокаты М. КАРБАНОВА, Г. ЕСЕРКЕПОВА, Л. КОЛЫВАНОВА, Л. КАЛБАХАНИ, Л. КЛИМЕНКО, Г. НЕМИРОВСКАЯ, Н. НЕЯСОВА, Д. САРСЕНОВА, Д. КОВЫЛКИНА, заведующая городской юридической консультацией Р. ТУЛЕПБЕРГЕНОВА и учредитель адвокатской конторы И. КРАВЦОВ подали в президиум Алматинской городской коллегии адвокатов коллективное обращение. По их словам, переговоры адвокатов с защитниками, членами семьи и близкими прослушивались. Служебные кабинеты и квартиры подвергались негласному осмотру. Адвокаты опасаются, что полученные такими, мягко говоря, противоправными способами сведения могут быть использованы следователями против защитников и фигурантов этого нашумевшего уголовного дела. Тем более что сотрудники финансовой полиции назвали этих адвокатов “пособниками преступников, которые намерены увести от уголовной ответственности своих подзащитных, изменить подследственность и передать дело другому органу расследования”.
Шокированный столь беспрецедентным событием председатель президиума Алматинской городской коллегии адвокатов Кенжегали КАРЧЕГЕНОВ направил возмущенные письма на имя руководителя Союза адвокатов Казахстана Ануара ТУГЕЛА, в международную комиссию юристов и руководителю межведомственной следственной группы по “хоргосскому делу” Улугбеку ПАТСАЕВУ.  

Из постановления президиума АКГА

“Президиум считает указанные действия органов уголовного преследования антиконституционными, грубо нарушающими международные обязательства Рес­публики Казахстан в сфере обеспечения независимости правовой профессии и стандартов справедливого судопроизводства, а также принципов организации и дея­тельности адвокатуры, прав и законных интересов граждан.
Вопросы заключения договора об оказании правовой помощи, условия этого договора, сведения о лице, обратившемся за такой помощью, непосредственно относятся к обстоятельствам, ставшим известными адвокату в связи с выполнением им профессиональных обязанностей по делу. Следовательно, не могут являться предметом уголовного преследования.
Незаконными действиями органов уголовного преследования прямо нарушаются международные стандарты независимости адвокатской профессии и права на квалифицированную юридическую помощь. Эти стандарты приняты во всем цивилизованном мире, и отношение к ним характеризует уровень правовой культуры и степень уважения прав человека в стране...”.

Президиум адвокатов Алматы признал неправомерными и недопустимыми действия следственной группы по принуждению адвокатов к участию в уголовном процессе в качестве источников доказательств. А именно: их допросы, выемка адвокатских документов, связанных с оказанием ими правовой помощи гражданам, получение у них образцов для сравнительного исследования. Кроме того, алматинские адвокаты признали неприемлемыми, нарушающими права человека и гарантии адвокатской деятельности оперативные разработки против них, связанные с вторжением в сферу частной и профессиональной жизни юристов. Коллегия адвокатов потребовала от руководителей государственных органов незамедлительно пресечь допущенные нарушения и привлечь виновных к ответственности.
Правда, финполовцы тут же открестились от всех обвинений и сослались на прокуратуру Алматы: мол, там наши действия были признаны законными и обоснованными. Справедливости ради отметим: заместитель генерального прокурора Казахстана Нурмаханбет ИСАЕВ не стал футболить коллективное обращение адвокатов и тщательно во всем разобрался.  
В своем ответном письме г-ну Карчегенову генерал прокуратуры написал, что обращение о необоснованном проведении следователем Агентства финансовой полиции М. ЕШЕНКУЛОВЫМ обыска в помещении юридической консультации № 12 без санкции прокурора нашло подтверждение. Нурмаханбет Молдалиевич признал, что “следователь допустил отдельные нарушения уголовно-процессуального законодательства, выразившиеся в несоставлении протокола выемки и во вскрытии личных ящиков адвокатов без их согласия. В отношении следователя возбуждено дисциплинарное производство”.

В конце своего письма заместитель генпрокурора подчеркнул: он прокурорам всех областей направил указание о необходимости строжайшего соблюдения прав адвокатов в уголовном процессе, в том числе недопустимо изъятие документов, не относящихся к предмету доказывания по уголовным делам. Г-н Исаев дал понять своим подчиненным, что в гонке за показателями не нужно забывать о соблюдении прав как адвокатов, так и их подзащитных. Иначе не поздоровится. Для генерала прокуратуры Исаева понятия “справедливость” и “честь офицера” - не пустой звук. Вот один из ярких примеров.
В 2009 году Нурмаханбет Исаев служил прокурором Павлодарской области. 26 октября комитетчики взяли прокурора Иртышского района Бауржана ЖАШЕНОВА с поличным при получении взятки в три тысячи долларов. На него возбудили уголовное дело, а через три дня суд выдал санкцию на арест. В этот же день, не дожидаясь результатов расследования, Исаев подал в отставку.
- Я подал рапорт об освобождении от занимаемой должности на имя генерального прокурора, руководствуясь кодексом чести сотрудников прокуратуры, а также по морально-этическим соображениям, - сказал 30 октября на пресс-конференции в Павлодаре Н. Исаев. - Виноват или нет прокурор Жашенов - решит суд. Но факт имел место, и я просто не имею морального права занимать эту должность...
Тогда этот шаг Исаева вызвал широкий резонанс. К слову, по сей день Нурмаханбет Молдалиевич остается единственным высокопоставленным руководителем ведомства, добровольно покинувшим свой пост из-за взяточника-подчиненного. Поэтому, если он пообещал коллегии адвокатов, что примет самые строгие меры по недопущению впредь нарушения их прав со стороны органов расследования, защитники отныне могут спать спокойно: генерал прокуратуры Исаев слов на ветер не бросает...

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы, тел. 259-71-96, е-mail: kuchukov@time.kz

Поделиться
Класснуть