18265

Попытка номер два

Бывшему директору Атырауского нефтеперерабатывающего завода, ранее осужденному за злоупотребление на павлодарском предприятии, предъявили второе обвинение

Попытка номер два

В конце октября этого года страну облетела новость о невероятно гуманном приговоре, оглашенном в Павлодаре. На скамье подсудимых оказались сразу два бывших руководителя местного нефтехимического завода - Оспанбек АЛСЕИТОВ и Шухрат ДАНБАЙ.

Они признали вину в злоупотреблении должностными полномочиями, погасили ущерб и получили по 3,5 года ограничения свободы. При этом следствие установило, что нефтяные менеджеры нанесли ущерб работодателю в 753 миллиона тенге, но даже при таких обстоятельствах их не стали отправлять за решетку.

Оспанбек АЛСЕИТОВ

Однако на этом история не закончилась: в отношении Шухрата Данбая на финишную прямую вышло второе расследование, связанное с его работой на Атырауском нефтеперерабывающем заводе. Следствие пришло к выводу, что руководитель предприятия злоупотребил полномочиями и на АНПЗ, но нанес ущерб в четыре раза больше - на 3 миллиарда тенге!

Карьере Шухрата Данбая до января 2022 года можно было только позавидовать, поскольку он успел порулить двумя крупными предприятиями, работающими в нефтяной сфере, причем участвовал в модернизации Атырауского НПЗ. И именно здесь сотрудники Агентства по финансовому мониторингу выявили многочисленные факты злоупотребления полномочиями со стороны первого руководителя.

Согласно материалам уголовного дела, модернизацией АНПЗ занимался консорциум в лице китайской компании Sinopec Engineering, японской фирмы Marubeni Corporation и казахстанского АО “НГСК “КазСтройСервис”. Это объединение еще в 2011 году подписало с “Самрук-Казы­на” соглашение на 1 миллиард 679 миллионов долларов. За эти деньги тройка компаний взяла на себя обязательство построить современный комплекс глубокой переработки нефти под ключ.

Поскольку модернизация затянулась на несколько лет, работы завершились к 2019 году, и уже тогда стороны оформили допсоглашение о гарантийном периоде сроком на 2 года. Проще говоря, консорциум должен был починить все, что сломается за 24 месяца, и поменять бракованное оборудование. При этом сумма конт­ракта увеличилась до 1,8 миллиарда долларов. На наши деньги это где-то 580-590 миллиардов тенге.

И вот тут, по версии следствия, и начались тяжкие коррупционные деяния со стороны господина Данбая. Первый эпизод его преступной деятельности касается поставки поточных газовых анализаторов итальянской фирмы Baggi, предназначенных для измерения уровня газа в помещениях. Ранее подрядчик установил это оборудование, потратив на него 587 миллионов тенге.

Однако в ходе эксплуатации техника показала себя не лучшим образом, плюс выяснилось, что она отсутствует в едином реестре государственной системы измерения, а это является основанием для запрета ее использования.

В связи с этим в “КазМунайГазе” приняли решение заменить газовые анализаторы. Данбаю было дано поручение заменить оборудование за счет АНПЗ, но впоследствии вычесть эти расходы при расчете с консорциумом подрядчиков. После этого гендиректор завода вместе с сотрудниками, отвечающими за проведение госзакупок, нашел поставщика в лице ТОО “AVC Group”. За 577 миллионов тенге компания поставила заводу 4 новых хроматографа марки ABB, а договор подписали без проведения конкурса, способом из одного источника.

Шухрат ДАНБАЙ

Ну а теперь самое интересное: как установили в АФМ, ТОО “AVC Group” приобрело товар у официального представителя ABB в Казахстане за 82 миллиона тенге. Нетрудно подсчитать, что разница составила около 490 миллионов, то есть свыше миллиона долларов!

Второй эпизод в уголовном деле связан с запуском детандера - устройства, преобразующего внутреннюю энергию газа в механическую. Консорциум приобрел его за четыре с лишним миллиарда тенге, а Данбай получил указание из “КазМунайГаза” быстрее запустить его в работу. Для этих целей руководитель АНПЗ дал команду подписать контракт с ТОО “Эон Энерги” на 157 миллионов тенге. Позже подрядчик привлек субподрядчика в лице ТОО “AVC Construction”, а сумма соглашения уменьшилась до 112 миллионов тенге. Эти деньги в итоге АНПЗ заплатил, вот только запустить установку почему-то не удалось. Из-за простоя агрегата предприятие упустило выгоду на 3,4 миллиарда тенге!

Третий эпизод, выявленный следователями АФМ, связан с установкой оборудования для изомеризации легкой нафты Parisom. Консорциум приобрел технику более чем за полтора миллиарда тенге, но при проведении пуско-наладочных работ произошел сбой, в результате чего установка не функционировала в нормальном режиме. Однако первый руководитель АНПЗ Данбай все равно подписал приказ о введении оборудования в эксплуатацию, хотя должен был настоять на ремонте либо замене агрегата согласно условиям допсоглашения. Позже, когда истек срок гарантийного обслуживания, заводу пришлось покупать другое оборудование за 1,7 миллиарда тенге. Таким образом, АНПЗ был нанесен ущерб в полтора миллиарда.

Наконец, еще одно обвинение Шухрату Данбаю предъявлено в связи с поставкой фильтров установки каталитического крекинга и сепаратора суспензии. Консорциум заплатил за них 728 миллионов тенге, но они оказались в нерабочем состоянии. Однако первый руководитель предприятия все равно подписал приказ о вводе оборудования в эксплуатацию.

Поскольку нет доказательств, что выделенные на модернизацию завода деньги были украдены, действия экс-руководителя АНПЗ квалифицировали как злоупотребление долж­ностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. В качестве этих самых последствий фигурирует сумма ущерба, превышающая три миллиарда тенге.

И вот теперь очень интересно, как будут развиваться события дальше. Пойдет ли Шухрат Данбай на новое процессуальное соглашение, чтобы возместить АНПЗ все затраты и избежать реального срока?

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть