2182

И субсидии есть, и претензий масса

В Таразе с началом учебного года с новой силой обострилась проблема общественного транспорта. Школьники, обучающиеся во вторую смену, не успевают на последние рейсы, поэтому им приходится преодолевать большие расстояния пешком поздно вечером.

И субсидии есть, и претензий масса

А еще горожане жалуются на длительное ожидание автобусов даже днем, на старые и грязные салоны, несоблюдение санитарных норм. Разбираясь в этом вопросе, мы узнали, что городской акимат помимо повышения цены за проезд по просьбе перевозчиков еще и выделяет им сотни миллионов тенге субсидий!

В связи с тем, что увеличилось время уроков и количество предметов, школьники и учителя стали дольше находиться в школах. Особенно сложно приходится тем, кто учится во вторую смену. Шестой урок у них заканчивается в 19.10, а автобусы ходят только до 19.00. Те, кто может себе позволить, едут на такси. Остальные пешком.

- У меня двое детей. Оба учатся во вторую смену. Мы живем в микрорайоне “Арай”. Автобусы здесь и днем плохо ходят. Иногда они просто проезжают мимо, даже не останавливаются. Вечером места себе не находим, пока дети из школы не придут. Эта проблема была и раньше. Но сейчас она стала ощущаться более остро, - пожаловалась жительница Тараза Майра КЕЛЕСБАЕВА.

И таких претензий много. Горожане также отмечают грязные салоны, несоблюдение водителями временного интервала, битком набитые автобусы в часы пик и несоблюдение элементарных санитарных норм. Огромный поток обращений на блог градоначальника не остался не замеченным акимом города Ержаном ЖИЛКИБАЕВЫМ. Он инициировал мониторинг, после которого в городском акимате прошел разбор полетов. На встречу с перевозчиками пришел и ответственный за эту сферу заместитель акима Жамбылской области Рустем ДАУЛЕТ.

Ержан ЖИЛКИБАЕВ.

- Акиматом города с начала года на покрытие расходов автопаркам выплачено 400 миллионов тенге субсидий. По просьбе перевозчиков был повышен проездной тариф до 85 тенге. За второе полугодие дополнительно рассматривается еще 380 миллионов, - назвал суммы Жилкибаев.

Для города ТОО “City bus” закупило десять вместительных автобусов, которые курсируют по маршруту №8. Но их недостаточно для удовлетворения потребностей горожан. Поэтому акимат ставит условие перевозчикам: закупайте новые большие автобусы. При этом градоначальник напомнил, что бюджет города не резиновый. И если перевозчики не могут работать в рыночных условиях, то лучше уступить место другим.

С ним согласен и Рустем Даулет, который некогда руководил Таразом. Он отметил, что годы идут, а проблемы не решаются. Возможно, потому что на рынке уже много лет работают одни и те же компании.

- Понятно, что пандемия внесла свои коррективы. Но убытки понесли не только перевозчики. У многих предпринимателей финансовые затруднения. Для того чтобы автобусы были чистыми, деньги не нужны. Делать уборку могут сами кондукторы и водители. Согласитесь, в чистом месте люди постесняются мусорить или ломать что-то. Нужно запускать удобные для людей маршруты. Не стоит забывать, что перевозчики зарабатывают благодаря им. Кроме этого есть рентабельные маршруты. Практически все они у одного-двух автопарков. Именно они и должны больше закупать новых автобусов. Однако это не значит, что обновлять технику остальным не нужно, - предупредил Рустем Даулет.

Перевозчики же говорят, что рады бы закупить новые автобусы, да денег на это нет, а банки отказывают в кредитах. Взять, к примеру, самый крупный автопарк ТОО “Аулие ата Транс Пасс”. По словам руководителя товарищества Рашида ПИРМАНОВА, в этом году они приобрели 20 новых ПАЗов.

Рашид ПИРМАНОВ.

- У нас нет возможности закупать вместительные автобусы стоимостью до 55 миллионов тенге каждый. С начала года мы ведем переговоры с лизинговыми компаниями и банками. Но нам отказывают в финансировании в связи с тем, что обороты товарищества недостаточны. Субсидии, выплачиваемые акиматом, не покрывают всех расходов, - констатировал Пирманов.

Согласно правилам, утверж­денным министром по инвестициям и развитию еще в 2015 году, “субсидированию подлежат убытки перевозчика, образовавшиеся по результатам выполнения перевозок по социально значимым автомобильным сообщениям, тарифы на которые устанавливаются местными исполнительными органами областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, районов и городов областного значения”.

Финансовые средства акиматом выделяются на основании актов выполненных работ, предоставляемых ежемесячно. Субсидируется оплата проезда, размер годового лизингового платежа, расходы на автомобильное топливо в расчете на общий пробег автобусов, заработная плата водителей и кондукторов. Для определения достоверности расчетов, представленных перевозчиком, распоряжением акима создается комиссия по определению сто­имости маршрута.

- В июле ревизионная комиссия провела проверки, после которых субсидии стали выплачивать раз в месяц. Так как перевозчикам выделяются бюджетные средства и регистрируются официально маршруты того или иного автопарка, в договоре прописываются условия акимата, основанные на требованиях горожан. Например, сейчас мы будем продлевать время основных маршрутов, которые ездят по центральным улицам, до 20.30-21.00. Если автобусные парки нарушают условия договора, мы направляем им предупреждение. После двух предупреждений расторгаем договор. Грубых нарушений со стороны перевозчиков пока не было. Но мы расторгли их с двумя компаниями из-за сокращения нерентабельных маршрутов, - пояснил руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Тараза Зият ТУРСЫНУЛЫ.

Казалось бы, тариф повысили, убытки субсидируются, что еще нужно для полноценной работы автопарков? Этот вопрос мы задали эксперту в области пассажирского транспорта Абату АБДРАХМАНОВУ.

- Я с полной ответственностью могу заявить, что мы могли бы начать передвигаться по городу в комфортабельных автобусах большей вместимости еще полгода назад. Но из-за некомпетент­ности работников сферы пассажирских перевозок городского акимата, их абсолютной безответственности и халатности этого не произошло. В октябре прошлого года акиматом был поднят тариф на проезд до 130 тенге и был введен дифференцированный тариф в размере 65 тенге в случае оплаты электронными картами Tulpar. Для организации этого процесса был определен оператор в лице ТОО “Центральная диспетчерская служба”, обозначившего свои условия, в которых был указан их бюджет, необходимый для организации и поддержания работы системы Tulpar card. По инсайдерской информации, это порядка 20-25 миллионов тенге в месяц. Поэтому на перевозчиков легла нагрузка еще и по выплате этой суммы ТОО “ЦДС” в виде процентов за услуги, что, конечно же, не могло обрадовать их, - говорит эксперт.

По словам специалиста, можно было определить оператором структуру, которая бы не только не потребовала проценты с перевозчиков, а сама в свою очередь предложила некоторые дополнительные условия, направленные на благо и пассажиров, и перевозчиков. И это банки.

- Я уверен, что за многомиллионный ежедневный денежный оборот, открытие двух сотен тысяч карточных счетов, на которых будет постоянно лежать определенная сумма, банки могли предложить разные льготные условия кредитования для перевозчиков и спектр дополнительных услуг для пассажиров. Всего-то нужно было провести конкурс среди местных банков и выбрать лучший. Разве это сложно сделать? Так что городской акимат с согласия маслихата вбухал в никуда сотни миллионов тенге. А ведь именно на эти деньги можно было закупить новые автобусы, - уверен Абд­рахманов.

Эксперт говорит, что система карточной оплаты вполне может заинтересовать и органы прокуратуры. Ведь акимат, предлагая услуги населению, мало того что определил оператора на безальтернативной основе, и непонятно по каким принципам, еще и взвалил оплату своих услуг на перевозчиков. Если это действительно так, тогда понятно, почему ситуация на рынке перевозок не меняется.

Получается, местный акимат одной рукой дает, другой забирает. А значит, новых автобусов жителям областного центра придется ждать еще долго. Хотя Ержан Жилкибаев обещает, что до конца года для Тараза приобретут еще 40 новых автобусов. Интересно, кто их купит, если даже самым крупным перевозчикам отказывают в кредитах?..

Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото Юрия КИМА, Тараз

Поделиться
Класснуть