Оправданные
На днях информагентства передали горячую новость: в одном из районных судов столицы оправдали бывших руководителей РГП “Енбек” и бизнесменов, делавших ремонт в скандально известной колонии строгого режима ЕЦ-166/10 и ведомственном детском саду №35 “Ертегi”. На скамье подсудимых оказались семь человек, двое пустились в бега, а еще один - бывший руководитель “Енбека” - и вовсе оказался психически больным! Расследованием занималась служба специальных прокуроров Генеральной прокуратуры - лучшие из лучших сыскарей в стране. Но в итоге дело закончилось оправданием. Как же так вышло? В этом попытался разобраться корреспондент “Времени”.
Республиканское государственное предприятие на правах хозяйственного пользования “Енбек” уже много лет регулярно оказывается в центре коррупционных скандалов. Эта организация тесно сотрудничает с уголовно-исполнительными учреждениями. В ее обязанности входит обеспечение занятости и материально-техническое обеспечение заключенных, а также проведение ремонтных работ в колониях, тюрьмах и сопредельных заведениях.
Особый интерес к работе “Енбека” правоохранительные органы проявляли еще при прежнем составе прокуратуры. На специальном совещании в апреле 2018 года руководитель надзорного органа подчеркнул, что РГП “Енбек” превратилось в рассадник коррупции - за последние три года были осуждены пять директоров филиалов организации, а ущерб, нанесенный государству, превысил три миллиарда тенге.
Как раз в это время служба специальных прокуроров вовсю расследовала два эпизода, связанных с ремонтом столичной колонии ЕЦ-166/10 и детского сада №35 “Ертегi”. В обоих случаях заказчиком работ выступало РГП “Енбек”. Руководителей предприятия заподозрили в хищениях, а владельцев частных компаний, выполнявших работы, еще и в обналичивании средств. В общей сложности, по версии следствия, колония обогатила подозреваемых на 77 миллионов тенге, а ясли-сад и вовсе на 108 миллионов!
В ту пору службу специальных прокуроров возглавляла старший советник юстиции Олеся КЕКСЕЛЬ, незадолго до этого признанная лучшим госслужащим 2017 года и даже получившая премию “Алтын Адам”. Работая в антикоррупционной службе, она занималась делами Куандыка БИШИМБАЕВА, Серика АХМЕТОВА, Ларисы ПАК и многих других высокопоставленных персон, а затем перебралась в Генеральную прокуратуру. Расследование по “Енбеку” тоже курировала старший советник Кексель.
Понимая всю серьезность обвинений, подозреваемые начали разбегаться еще во время предварительного следствия. Так, после окончания расследования и накануне ознакомления с материалами уголовного дела в неизвестном направлении скрылся бизнесен Сергей РЫЖЕНКОВ - руководитель ТОО “Основастрой-А”, получивший статус подозреваемого. Не дождался суда и Ержан ОМАРОВ - еще один бизнесмен, которого заподозрили в обналичивании денег через ТОО “Сымбат-Курылыс”. Кстати, Омаров еще и родной брат другой фигурантки - главного инженера РГП “Енбек” Динары ТАУРБАЕВОЙ.
Еще один подозреваемый не попал на скамью подсудимых по более прозаичной причине. Бывший генеральный директор РГП Курманбек САМИЯНОВ прошел судебно-психиатрическую экспертизу. Так вот, например, согласно заключению врачей Самиянов страдает психическим расстройством. То есть пока он руководил предприятием, был здоров. Когда же за него взялась Олеся Кексель, тут же вылезли хронические болячки.
Таким образом, под суд попали семеро человек из десяти: уже упомянутая главный инженер Динара Таурбаева, генеральный директор РГП “Енбек” Даулет ДЖАППУЕВ, бизнесмены Куаныш АМАНГЕЛЬДЫ, Арман ТУЙТЕБАЕВ и Сергей ЗИНЧЕНКО, а также двое работников строительных фирм - Рустем МАХМЕТОВ и Сунгат ХАСИНОВ. А пока они ждали суда, в правоохранительной системе произошли существенные изменения - поменялся генеральный прокурор, а затем и начальник службы специальных прокуроров…
Все подсудимые в один голос заявили о своей невиновности и не меняли показаний ни во время следствия, ни в ходе процесса.
Судебное разбирательство под председательством Бахытжана ЕСЕНОВА заняло меньше трех месяцев, и все это время стороны выясняли, насколько обоснованными получились экспертизы, назначенные прокуратурой. Выводы привлеченных экспертов указывали, что строительные работы обошлись дешевле, чем указано в документации. Но фигуранты настаивали, что потратили на капитальный ремонт колонии и детского сада именно столько, сколько выделило государство.
В результате судья Есенов сделал вывод, что “великолепная семерка” ни в чем не виновна. Суд признал: в действиях руководителей “Енбека” и всех остальных, причастных к этому делу, нет состава уголовного правонарушения. Расследование, начавшееся еще в начале 2018 года, закончилось ничем. Судья Есенов даже направил частное постановление в адрес генерального прокурора, требуя наказать сотрудников, причастных к незаконному привлечению к уголовной ответственности всех семерых оправданных.
Так что нынешнему генпрокурору Гизату НУРДАУЛЕТОВУ придется принимать меры, чтобы привлечь к ответственности тех, кто занимался расследованием по делу “Енбека”. На повестке дня осталось несколько вопросов. Например, попадет ли в список наказанных бывший начальник службы специальных прокуроров Олеся Кексель и могут ли уже вернуться домой двое сбежавших от следствия коммерсантов - Рыженков и Омаров? Кстати, непонятно, что же теперь делать и Курманбеку Самиянову: так и жить со справкой от психиатра или пройти новую экспертизу, а вдруг здоровье восстановилось?
Михаил КОЗАЧКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайтов astana-akshamy.kz, и informburo.kz, Нур-Султан
Кстати
Не так давно в соцсети появилась анонимная жалоба на председателя горсуда Нур-Султана Тлектеса БАРПИБАЕВА, якобы злоупотребляющего своими полномочиями, где в числе его ближайших людей значится и Бахытжан Есенов, осмелившийся вынести оправдательный приговор. Редакция “Времени” еще в сентябре направила в Верховный суд запрос, попросив прокомментировать это письмо, но ответа мы до сих пор не получили.
А на этой неделе в соцсетях появился еще один любопытный документ: постановление специализированного межрайонного следственного суда, касающееся заместителя акима Алматинской области Багдата МАНЗОРОВА, заподозренного в мошенничестве (см. “У Багдата все спокойно”, “Время” от 2.10.2019 г.). Адвокаты чиновника попытались признать незаконным постановление следователя антикоррупционной службы, начавшего досудебное расследование по этому факту. Что самое удивительное, участвовавший в процессе представитель Генеральной прокуратуры ИСАБЕКОВ поддержал жалобу, то есть фактически согласился, что уголовное дело в отношении Багдата Манзорова заводить вообще не следовало! Однако судья Акмарал ИСАЕВА в удовлетворении жалобы отказала. Похоже, действительно наступают времена, когда судебные органы перестают во всем соглашаться с прокуратурой.