МОН уполномочен возразить
Серьезные обвинения в адрес МОН антикоррупционная служба, напомним, открыто предъявила в середине января (см. “Наука тут бессильна!” - “Время” от 18.1.2019 г.).
- У Министерства образования и науки свое мнение по этому вопросу, которое мы уже передали в письменном виде в агентство, - сообщил нашему корреспонденту Ерлан Кенжегалиевич. - Мы в процессе разберемся. Но мы не считаем, что ННС (национальные научные советы. - Л. Т.), на которые мы, кстати, не влияем, выдавали гранты псевдонаучным организациям! Это организации, которым более 40 лет, они достаточно важными проектами занимаются. Наше предложение - пусть проверяющие из АДГСПК, счетный комитет сами войдут в составы ННС, чтобы изнутри участвовать и в то же время контролировать работу.
Не поскупился на комментарий “Времени” и исполняющий обязанности председателя комитета науки МОН Рахимжан НУРСЕИТОВ, который, к слову, после разгромного заседания в АДГСПК опрометью кинулся от журналистов.
- Ученым, представителям общественных организаций, НПП “Атамекен” закон не запрещает входить в состав ННС. Если это ученый, имеющий свой научный проект, то он имеет полное право подавать заявку на грант и быть членом ННС, но без права участия в голосовании.
- А почему гранты выигрывают те, у кого меньшее количество баллов?
- Это отрегулировано нормативно-правовым актом. Не регламентировано, что грант получает тот, у кого больший балл. Все критерии оценки прописаны в постановлении правительства. Проекты проходят государственную научно-техническую экспертизу (ГНТ) с участием зарубежных экспертов и оценку ННС. Причем ННС могли перебить балл ГНТ. Сейчас мы это сбалансировали - будет учитываться как балл ГНТ, так и ННС.
- Хорошо, но почему гранты получают проекты, которые не отвечают одному из главных требований - новизне? Что такого инновационного содержит, к примеру, проект по разработке сервиса для поиска и выбора врачей? Такие сервисы уже давно разработаны.
- Есть проекты научно-исследовательских работ. А то, о чем вы сейчас говорите, - проект коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Тут совсем иной порядок, регулируемый законом о коммерциализации.
Тем не менее депутат мажилиса Ирина СМИРНОВА (на снимке), на заседании АДГСПК резко высказавшаяся в адрес комитета МОН, по-прежнему считает, что национальные научные советы не отвечают требованиям независимости:
- Тут надо было честно признаться, а не вилять! В ННС не могут входить руководители научных организаций, а они там представлены под видом членов неправительственных организаций! В таком случае им надо было сложить полномочия в своей организации, уволиться и только потом участвовать в ННС как членам общественной организации. Но они нашли уловку. Более того, в эти советы, согласно законодательству, не должны входить ученые, у которых нет индекса Хирша. А они там представлены!
Фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Астана