17863

Учите - и... не обрящете!

     В Казахстане впервые взялись закрепить на законодательном уровне статус учителя. Будущий закон, как и отметил глава государства в своем недавнем Послании народу, так и будет называться - “О статусе педагога”. Минобразования и науки уже начало сбор предложений. О том, каким должен быть этот закон, чтобы действительно поднять упавший ниже плинтуса авторитет учительской профессии, что в нем обязательно нужно зафиксировать, рассуждают эксперты газеты “Время”.

Эхма! Кабы денег тьма…
“Побольше зарплату учителям!” - едва ли не хором заявили наши респонденты. Престиж некогда уважаемой и почетной деятельности на нет сводит именно зарплата, уверены они. Сегодня сфера образования устойчиво занимает самую нижнюю строчку в рейтинге профессиональных доходов. Судите сами. По результатам III квартала этого года при средней зарплате по стране в 161 783 тенге профессия педагога с заработком 97 482 тенге стала самой низкооплачиваемой в республике! Таковы данные комитета по статистике Министерства нацэкономики.
А вот еще любопытные цифры, собранные нами из различных открытых источников:
- 45-50 тысяч тенге получает молодой педагог, вчерашний выпускник вуза;
- 88-90 тысяч тенге - учитель начальных классов с 25-летним стажем, отличник образования (с учетом 2760 тенге за проверку тетрадей и 4400 - за классное руководство);
- 140 тысяч тенге - профессор, доктор наук в национальном вузе;
- 600 тысяч тенге - вице-министр образования и науки Бибигуль АСЫЛОВА;
- около 950 тысяч тенге (как и другие министры) - глава МОН Ерлан САГАДИЕВ.
Такой разрыв в зарплатах крайне губителен для воспитания подрастающего поколения, считают эксперты.
- Как учитель может быть образцом для детей, если он получает такую нищенскую зарплату? Это ведь аморально, что зарплата рядового педагога в 10 раз меньше заработка министра образования! И это аморально не только для школы, это аморально для всей нашей страны! Уже в начальных классах ученик уловит: лучше работать кем угодно, но только не учителем, - уверен политолог Булат СУЛТАНОВ (на снимке).

Вот почему, отмечают наши респонденты, повышение статуса педагогов должно начинаться преж­де всего с зарплаты.
Султанов предлагает перенять опыт Норвегии, где зарплата высшего чиновника, курирующего определенную отрасль, согласно закону не должна более чем втрое превышать заработки работника низшего звена этой отрасли. Если примерить эту норму на отечественную действительность, то, по словам политолога, министр Сагадиев должен получать 150 тысяч тенге либо “он должен стремиться повысить свою зарплату через повышение учительской”.
Сами педагоги призывают государство “не мелочиться” и поднять их зарплаты до депутатского уровня!
- Если зарплата учителей будет 600-700 тысяч тенге, то мы получим одну из самых мощных образовательных систем в мире! Педагоги сами себя начнут уважать, в школы придут люди высокомотивированные и грамотные. А сейчас в педвузы поступают с низкими проходными баллами ЕНТ только ради диплома о высшем образовании, - сетует док­тор исторических наук, профессор Зиябек КАБУЛЬДИНОВ (на снимке).

Большие надеж­ды учителей на обновленное содержание в преподавании не оправдались, говорят они. Анонсированные 30 процентов оказались надбавкой не ко всей зарплате, а только к окладу. В итоге педагоги начальных классов “обогатились” лишь на 18-20 тысяч тенге.
- Наши доходы несоизмеримы с расходами: еле хватает на питание, проезд, детские сады, квартплату. А ведь многие из нас еще снимают жилье. Новички в школе, увидев свои первые зарплаты, увольняются после месяца работы, бурча при этом: “Мы даже сапоги на зиму купить не сможем…” Редко кто из них задерживается больше, чем на одну четверть. А те, кто остается, вынуждены искать дополнительную работу, - говорит учитель начальных классов Марина ШАПОШНИКОВА (на снимке).

Старость совсем не в радость
А еще педагоги мечтают о праве выходить на пенсию не по возрасту, а по выслуге лет, как в России. Там даже после увеличения пенсионного возраста преподаватели смогут оформить пенсию досрочно, проработав 33 года по профессии. Допустим, если учитель пришел работать в школу в 23 года, то уже в 56 лет он может выйти на заслуженный отдых. Кстати, такой же порог установлен и для воспитателей детсадов, и для музыкальных руководителей, и для социальных педагогов.
- Нам просто необходима ранняя пенсия! Наверное, никакие высокие зарплаты не позволят учителю творчески работать до 63 лет, скакать перед классом! И родители не захотят отдавать своего ребенка 63-летней бабушке, и ученики ее не воспримут! В этом возрасте слабеют память, реакция, зрение. В современной школе уже и в 45-50 лет учителя полностью выгорают эмоционально, - констатирует Шапошникова.

И “плюшки” не помешают…
Учительскую профессию очень даже украсит слово “соцпакет”, уверены наши эксперты. Они предлагают приравнять учителей к госслужащим по уровню льгот (как в Германии). Тогда педагоги получат право на медобслуживание в ведомственных клиниках, премиальные к каждому празднику в размере зарплаты, санаторно-курортные и другие чиновничьи “крендельки”.
- Например, депутаты нашего парламента получают премии к каждому празднику - 8 Марта,
7 мая, 31 августа, 16 декабря, Новому году плюс еще двойные отпускные. Учителя заслуживают такой же заботы, какой окружили себя парламентарии, - убежден политолог Султанов.

…и пряники
В нашей стране нет, по сути, и должного морального стимулирования педагогов.
В той же России помимо восьми (!) ведомственных наград для учителей (большинству из которых дают право на ежемесячную надбавку к окладу до 20 процентов) предусмотрены и две государственные награды - “Заслуженный учитель” и “Народный учитель”. Есть и множество региональных званий, учреждаемых губернаторами областей.
В Казахстане от Минобразования и науки можно дождаться только четыре награды, которые сами учителя называют “пустышками” (так как они особо не учитываются в материальном плане).
- Депутаты и министры на себя любимых не жалеют ни зарплат, ни орденов, ни льгот. Редкий из них имеет меньше двух госнаг­рад. А вы слышали, чтобы учителей наградили орденами “Парасат”, “Отан” или “Барыс”? Или подарили кому-нибудь машину, как, например, победителю чемпионата по кокпару? Я нет, - чис­тосердечно признается Булат Султанов.

Просьба не привлекать!
Учительская общественность просит прописать отдельной строкой в законе запрет на привлечение их к участию в субботниках, организации всевозможных выборов, концертов и отчетных встреч, переписи населения, к участию в подписной кампании на периодику и организации пресловутого ЕНТ, то есть ко всему тому, что не имеет отношения к их профессиональной обязанности.
Кроме того, учителя хотят пятидневной рабочей недели. Сегодня, несмотря на то, что дети практически перестали учиться по субботам, для педагогов этот день по-прежнему полный рабочий.
- В субботу у нас так называемые методобъединения. Мы понимаем, что они нужны, но для этого, думаю, достаточно одной субботы в месяц. Либо мы сидим в школах и тетради проверяем, электронный журнал заполняем. Так для этого мы могли бы задерживаться на работе в пятницу или вообще дома это делать. Но нет же! А за единственный выходной даже самая крепкая нервная система не успевает восстановиться, усталость накапливается. К тому же нам тоже хочется в выходные дни побыть с семьей, близкими, уделить время своим родным детям, - сетует учительница младших классов.

В село? Нет уж, увольте…
Особо больная тема - сельские учителя. Это самые незащищенные педагоги в нашей стране!
Учитель географии Даурен ТОКСАНБАЕВ, преподающий в школе поселка Приречного Акмолинской области, поведал “Времени” о своих бедах. Ему самому приходится приобретать дорогие географические карты, пособия и другой методический материал. В селах большие проблемы с инфраструктурой. В село Урюпинка, где он работал раньше, ведет очень плохая дорога, там нет уличного освещения, а в Приречном - водопровода. Большинству зданий сельских школ больше полусотни лет. В школе Приречного капитальный ремонт никогда не проводился, там даже нет ограж­дения пришкольного участка.
- Положение таких учителей, как я, усугубляется отсутствием собственного жилья и дополнительных источников дохода - того же частного подворья. Без него учителю прокормить себя и свою семью очень тяжело, - признается Токсанбаев. - Еще одной трудностью в работе на селе я назвал бы отсутствие у школ своего транспортного средства, поэтому мы не имеем возможности отправлять своих учащихся на различные конкурсы, экскурсии, вывозить в культпоходы. Стоимость проезда местных извозчиков сильно бьет по карману как родителей учащихся, так и самих учителей.
Сегодня по программе “С дип­ломом в село” преподаватели могут получить только единовременные подъемные в 70 МРП (168 350 тенге) и 25-процентную надбавку к окладу. Есть еще возможность оформить кредит на приобретение или строительство жилья в размере 1500 МРП (3 607 500 тенге) на 15 лет по ежегодной ставке 0,01 процента.
Наши эксперты предлагают ввести для сельских учителей компенсацию на покупку твердого топлива (уголь, дрова), а приезжим педагогам бесплатно предоставлять в аренду жилье. Подобные меры давно существуют во многих странах СНГ.
- Предлагаю упростить процедуру получения кредита на покупку жилья по программе “С дипломом в село”. Например, у моего коллеги, который приехал работать в школу из Кызылординской области, на это ушло больше года! Если в районном бюджете нет достаточных средств, то заявителю по данной программе приходится ждать неопределенное количество времени. Еще один важный момент - максимальная сумма предоставляемого кредита. Хочу заметить, что стоимость дома, даже ветхого, в Целиноградском районе, где я сейчас работаю, может достигать 5-10 млн. тенге. Согласитесь, что предоставляемый кредит в 3,5 млн. вряд ли обеспечит нас достойной крышей над головой, - добавляет учитель Токсанбаев.

Тогжан ГАНИ, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Астана

Вместо P.S. - Наше правительство должно понять простую вещь: активных, думающих, творческих и уверенных в себе граждан, настоящих патриотов страны может воспитать только свободный учитель, независимый прежде всего в материальном плане! Учитель с рабской психологией, зависимый от всего и всех, воспитает таких же рабов. А это уже угроза национальной безопасности! - эмоционально итожит наш разговор Султанов.

Поделиться
Класснуть