Не всем мантия к лицу
Из 100 кандидатов на должность судей лишь пятеро прошли испытание. С сентября этого года начал действовать новый порядок сдачи квалификационного экзамена. Какие препятствия нужно преодолеть желающим стать служителями Фемиды? Вчера этот вопрос обсудили участники “круглого стола”, посвященного совершенствованию отбора судей и деятельности Высшего судебного совета.
Систему отбора кандидатов ужесточили, несмотря даже на то, что сегодня в Казахстане ощущается достаточно серьезный дефицит судей. Как сообщил председатель судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Абай РАХМЕТУЛИН, в целом по республике в судейском корпусе имеется 245 вакантных мест.
- Нагрузка ложится на оставшихся судей. Новые ужесточенные подходы к отбору кандидатов не успевают закрывать эти вакансии, так как в судьи проходят единицы. Жесткий отбор - это правильно и нужно. Но в целом необходим комплекс мер для совершенствования механизма отбора достойных кандидатов в судьи, - отметил Рахметулин.
Дефицит кадров приводит к тому, что действующим судьям приходится работать допоздна, в выходные и праздничные дни.
- Такая физическая и психологическая нагрузка отражается на здоровье судей, на их бытовой и семейной жизни, что в конечном счете ведет к увольнению по собственному желанию профессиональных судей. Среднемесячная нагрузка на одного судью составляет 147 дел и материалов. При этом из года в год число поступающих в суды дел стабильно увеличивается, - подчеркнул глава судебной коллегии.
В этом контексте Абай Рахметулин предложил частично смягчить некоторые ограничения для желающих стать судьями. Так, по его мнению, необходимо снизить требования к стажу работы - с сегодняшних 10 до 5 лет.
- Немаловажную роль в качественной подготовке судей играет Академия правосудия. В настоящее время академия готовит кандидатов в судьи, усилены правила приема, усовершенствовано обучение. Надо рассмотреть вопрос новой модели Академии правосудия с учетом международной практики, куда должны иметь возможность поступать все желающие, а не только госслужащие. И (тогда) кандидаты в судьи будут браться только оттуда, - предложил Рахметулин.
Действовавший ранее механизм отбора судей дополнен тремя элементами: написание эссе, интервью с судьями и кейсовые задачи. На первом этапе кандидатам требуется пройти психологическое тестирование, которое позволяет выявить такие необходимые судьям черты, как стрессоустойчивость, неподкупность, стремление к справедливости. Тот, кто провалит этот этап, не будет допущен к следующим. Результаты эссе, демонстрирующие уровень интеллекта кандидата и его общую грамотность, пока что имеют рекомендательный характер, но в ближайшее время они начнут влиять на допуск к последующим этапам. Для повышения объективности экзамена введен институт апелляционного обжалования.
Как отметили участники “круглого стола”, если ранее квалификационный экзамен успешно сдавали около 25-30 процентов претендентов, то с введением нового формата тестирования количество прошедших испытание снизилось до 5 процентов.
В кулуарах председатель Высшего судебного совета Талгат ДОНАКОВ (на снимке), объясняя причины слабых результатов экзаменов кандидатов в судьи, заявил о низком качестве юридического образования в Казахстане.
- Уровень подготовки юристов в Казахстане оставляет желать лучшего. Система подготовки юристов подлежит коренному реформированию. Надо наводить порядок в системе юридического образования, это точно! Практика показывает, что многие кандидаты, которые сейчас сдают экзамены, показывают очень слабые знания. Поэтому первая задача - ужесточение системы юридического образования. 100 человек сдавали (осенью этого года - Л. Т.) квалификационный экзамен, из них прошли только пятеро. Многие учебные заведения сегодня не место для получения образования, а место, где люди просто делают бизнес! - прямо сказал Донаков.
Вместе с тем он отметил: благодаря внедрению новых критериев отбора судей в судейский корпус стали отбираться наиболее подготовленные, преданные делу люди.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Астана