Культура требует средств
В Казахстане будут ужесточены меры по охране историко-культурных объектов. Соответствующий законопроект презентовал вчера на заседании мажилиса министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ (на снимке).
В действующем законодательстве, по словам министра, имеется ряд коллизий. К примеру, памятник археологии признается памятником истории и культуры автоматически с момента его выявления. Однако официально данный статус не закрепляется, а значит, объект не включается в список памятников истории и культуры. Как следствие, уполномоченный орган не отслеживает должным образом его состояние, не выделяет своевременное финансирование на обеспечение его сохранности. Арыстанбек Мухамедиулы привел в пример археологические объекты Жуантобе, Караспантобе, Борижари и Культобе в Ордабасинском районе Туркестанской области, которые уже не одно десятилетие находятся в списке предварительного учета, и никаких конкретных мер по обеспечению их сохранности не принимается. Минкультуры предлагает ввести четкие хронологические включения (либо исключения) объектов из списка предварительного учета. Согласно законопроекту вновь выявленный объект историко-культурного наследия будет вноситься в данный список в течение 3-5 лет, а затем попадет в другой перечень - список памятников истории и культуры - на основании результатов историко-культурной экспертизы.
Серьезной проблемой, по словам Мухамедиулы, является отсутствие регулирования археологических работ на памятниках истории и культуры.
- Это привело к тому, что сегодня каждый археолог сам для себя определяет алгоритм работы. И зачастую организации, проводящие археологические исследования, оставляют раскопанный объект без консервации, не вывозят отвалы с территории, что приводит к безвозвратной утере историко-культурной значимости объекта, - посетовал глава Минкультуры.
Он привел в пример состояние городищ Отырар и Культобе, которые серьезно пострадали от проводившихся на протяжении многих лет бесконтрольных раскопок.
- Территория, занимаемая отвалами, в разы превышала высоту самого памятника! - не скрывал эмоции министр. - Для ужесточения мер охраны историко-культурных объектов в компетенцию уполномоченного органа предлагается включить норму по разработке и утверждению правил и условий проведения археологических работ.
Еще одно важное новшество - передача компетенции по утверждению границ охранных зон памятников историко-культурного наследия от маслихата акиматам.
- Обеспечение охраны и использования памятников является прямой компетенцией акиматов областей, городов республиканского значения и столицы. К примеру, ситуация с городищем Талгар, когда его охранные зоны были утверждены местными представительными органами без достаточной проработки. Это привело к серьезным земельным спорам и вызвало большой общественный резонанс, - отметил министр.
Отвечая на вопросы депутатов, Арыстанбек Мухамедиулы рассказал, почему посещение некоторых сакральных мест в стране сделали платным.
- Когда было госучреждение с бесплатным входом, мавзолеи Ходжи Ахмеда Ясави и Арыстанбаба превратились в мечети. Никто не имел права ограничивать (вход. - Л. Т.). Каждый заходил, они отдыхали в этом мавзолее, кушали, читали намаз. Мы ввели платный вход. В первую очередь это дает возможность мониторить количество посетителей, отслеживать, что делается для увеличения числа посещения. К тому же стоимость входа минимальная, - отметил министр.
И добавил: со школьников младших классов и с представителей социально уязвимых слоев населения плата за посещение сакральных мест не взимается. Учащиеся могут ходить в мавзолеи бесплатно каждое третье воскресенье месяца, а также во время каникул.
- Мы очень заинтересованы в том, чтобы наши музеи, заповедники зарабатывали достаточно средств, которые, оставшись в их распоряжении, шли бы на научную работу. Кстати, мы впервые с 2016 года дали возможность нашим музеям и заповедникам заниматься научной деятельностью. Кроме научных целей средства направляются на повышение заработной платы сотрудников и на реставрационные работы, - заключил глава Минкультспорта.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира Заикина и Тогжан Гани, Астана