Министру труда будет чем заняться
Вчера проблему занятости вынесли на парламентские слушания в мажилисе. Желающих высказаться о самозанятых и безработных было так много, что обсуждение перенесли с традиционной площадки в огромный зал совместных заседаний парламента, причем с синхронным переводом на английский.
Для начала новые тренды казахстанского рынка труда обрисовал вице-премьер Ерболат ДОСАЕВ (на снимке). К глобальным угрозам он отнес возросшие требования к качеству рабочей силы, а также скорую перспективу исчезновения старых профессий и появления новых.
А к внутренним - “увеличение продолжительности жизни и последствия беби-бума, середины 2000-х годов”. Правда, позже в кулуарах глава Минтруда и соцзащиты населения Мадина АБЫЛКАСЫМОВА уверенно заявила журналистам: ее ведомство обеспечит баланс спроса и предложений рабочих мест. К 2025 году для 600 тысяч алчущих трудоустройства из того самого “беби-бумного” поколения будет создано более 1 млн. вакансий благодаря госпрограмме занятости, пообещала она.
...А в ходе самих слушаний проект этой программы в пух и прах раскритиковали депутаты. Так, Аманжан ЖАМАЛОВ (на снимке) напомнил, что за последние 10 лет в Казахстане принято целых пять(!) программ занятости, то есть практически каждые два года принималась новая. И если вникнуть в их содержание, то концептуально подход к обеспечению занятости не менялся. А на местном уровне уже много лет все “обеспечение” занятости сводится к общественным работам, социальным рабочим местам и молодежной практике.
- За 2009-2017 годы на пять программ занятости только из бюджета выделили 850 млрд. тенге. А какова эффективность этих расходов? Сколько людей было трудоустроено? По отчетам акиматов и Министерства труда только за 2017 год трудоустроили 450 тысяч человек. Такими темпами проблемы безработных и самозанятых должны были давно решить! Но анализ показывает, что по итогам 2017 года краткосрочное профессиональное обучение завершили 68 тысяч человек, из которых трудоустроены только 39 тысяч. В общественных работах приняли участие 139 тысяч человек, на постоянные рабочие места трудоустроили всего 50 тысяч человек. Очевидно, что при таком раскладе и - главное - результатах мы никогда не решим проблему вовлечения населения в продуктивную занятость! - эмоционально заключил парламентарий.
По его данным, сегодня показатель создания новых рабочих мест очень низок. К примеру, в рамках госпрограммы индустриально-инновационного развития с 2010 года реализовано 1148 проектов на 6 трлн. тенге и при этом создано всего 107 тысяч постоянных рабочих мест. По программе “Нұрлы жер” вообще поразительные результаты: за 2015-2017 годы число занятых в строительстве сократилось на 75 тысяч человек!
Коллега Жамалова Айгуль НУРКИНА удивлялась тому, что уже пять лет число занятых в стране все время держится на одном уровне - 8,6 млн. человек. Хотя за это время число участников программ занятости составило более 1,5 млн. человек, 837,5 тысячи человек из них трудоустроены на постоянные рабочие места через центры занятости. Иначе говоря, создалась парадоксальная ситуация: показатели трудоустройства существенно выросли, а общий уровень занятости не изменился.
Что же делать, чтобы решить проблему самозанятых? Экономист Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ, присутствовавший в зале, заявил: из 2,1 млн. самозанятых 95 тыс. человек живут на доходы ниже прожиточного минимума. 20 процентов этой “армии” получают доходы от 24 до 48 тысяч тенге в месяц, что в 3-6 раз ниже средней заработной платы по стране. Для них должно появиться что-то еще, что заставит их выйти из тени и платить ежемесячно единый совокупный платеж (ЕСП). Пока к этому побуждает только право доступа к пенсионной системе, медицинскому и социальному страхованию.
- Для кого-то это аргумент платить ЕСП и формализовать свою занятость, для других этого недостаточно. Я предлагаю рассмотреть опыт сингапурской модели, где жилищная и пенсионная системы интегрированы, что стимулирует население активно формализовать свою занятость, причем требовать этого от своих работодателей. При этом сама пенсионная система - устойчивый источник финансирования жилищного строительства по стране! Нынешняя же программа “7-20-25” имеет жесткие критерии, которые открывают доступ только тем, кто уже и так имеет легальную работу и высокий доход. Если же сингапурская модель будет перенята, то ЕСП как инструмент максимально реализует свой потенциал! - заключил эксперт под аплодисменты зала.
...Абылкасымова ответила в кулуарах: она готова подумать над этим.
- Мы считаем, что это очень интересное предложение, и мы его рассмотрим. Если оно покажет свою эффективность, тогда мы постараемся расширить стимулирующие меры для оплаты ЕСП, - заверила она.
Еще один вызов, с которым может столкнуться Минтруда, озвучил национальный эксперт в сфере занятости Жаксыбек КУЛЕКЕЕВ. По его словам, миграционная утечка в Россию может в ближайшее время снизиться из-за роста пенсионного возраста в соседней стране (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин ). Тогда к 2030 году численность казахстанцев возрастет до 20-21 млн. человек и появится первый город-двухмиллионик - Алматы. Все это станет дополнительным фактором демографического давления на рынок труда.
Выступивший последним представитель Генпрокуратуры указал на самый главный, по его мнению, вызов всем государственным попыткам решить проблемы безработицы и самозанятых - пресловутую коррупцию. Он представил итоги масштабной проверки программы занятости, проведенной сотрудниками надзорного органа.
- По первому направлению программы - трудоустройству: мошенники оформляют фиктивные документы о приеме на работу “мертвых душ”. За аналогичные преступления уже осуждены руководители центров занятости пяти регионов. Еще одна схема: работников сначала увольняют, а потом трудоустраивают по программе, зато государство компенсирует треть их заработка. При этом постоянные рабочие места не создаются, а субсидии используются для снижения своих затрат. По таким фактам были возбуждены уголовные дела на 120 предпринимателей. По второму направлению - профессиональному обучению: из 81 тысячи обученных безработных по специальности трудоустроена только треть, в результате впустую было потрачено 5,5 млрд. тенге. Чтобы скрасить эту картину, акиматы в отчетах приписывали трудоустройство еще 16 тысячам лиц. Людей обучают невостребованным профессиям, и в итоге они остаются безработными! Так, в Балхашском районе Алматинской области на парикмахеров, сварщиков, поваров и трактористов обучили 250 человек, однако трудоустроились лишь трое из них! И такая ситуация во всех регионах, - заявил начальник службы по защите общественных интересов Генпрокуратуры Сапарбек НУРПЕИСОВ.
Он привел и другие малосимпатичные факты и по третьему направлению программы - развитию предпринимательства. Так, льготные кредиты направлялись на покупку недвижимости, автомобилей, погашение других займов - только не по назначению. 750 бюджетных кредитов на 1,3 млрд. тенге выданы незарегистрированным предпринимателям и лицам, которые имели налоговую задолженность. В итоге цели программы не достигнуты: не создано свыше 2,5 тысячи новых рабочих мест.
Слушания завершились спустя долгих три с половиной часа. Напоследок все тот же Сапарбек Нурпеисов “обрадовал” министра Абылкасымову - он заявил, что уже в октябре программа занятости будет скрупулезно рассмотрена на заседании комиссии по борьбе с коррупцией при президенте. Так что Мадине Ерасыловне сейчас не позавидуешь. Говоря словами поэта, покой ей только снится.
Тогжан ГАНИ, фото автора и с интернет-ресурсов, Астана