Плакали наши пенсии?..
Сенаторы предлагают позволить гражданам использовать “старческие” накопления на покупку жилья, а также для приобретения зубных протезов, ремонта и других целей. Глава ЕНПФ Нурбиби НАУРЫЗБАЕВА (на снимке) считает это возможным, если на пенсионные счета будет капать больше, чем обязательные 10 процентов от зарплаты.
Главу Единого накопительного пенсионного фонда на встрече в сенате депутаты буквально завалили вопросами и критикой. Нариман ТУРЕГАЛИЕВ предложил позволить из пенсионных накоплений вносить первоначальный взнос по ипотечной программе “7-20-25”, а его коллега Бырганым АЙТИМОВА (на снимке) - снимать их разом, чтобы пенсионеры могли пролечиться и попутешествовать по миру.
Напомним, всю сумму забрать могут лишь те состоявшиеся пенсионеры, чьи накопления не превышают 12 минимальных пенсий.
Но глава ЕНПФ Нурбиби Наурызбаева была непреклонна: по ее мнению, большинству казахстанцев накоплений на старость не хватит для воплощения своей мечты, кроме того, эти люди без доходов и пенсий впоследствии обременят государство.
- Взять даже опыт Сингапура, например, где пенсионные отчисления составляют больше 35 процентов! Там они изначально делятся сразу на три счета: основной, который только для пенсии, и два на обучение, образование. Если будем говорить о том, чтобы в Казахстане использовать накопления не только на пенсии, тогда необходимо будет говорить о достаточности (а вернее - о недостаточности. - Т. Г.) 10 процентов отчислений (от зарплаты в пенсионный фонд. - Т. Г.), которые мы сегодня делаем, - ответила председатель правления АО “ЕНПФ”.
Она полагает, что люди неправильно относятся к пенсионным взносам, думая, что это именно “накопления”. На самом деле это “пенсия на старость”, утверждает главный хранитель сбережений на старость.
- Если человек хочет, он может кроме пенсии накапливать в банке на депозите или покупать ценные бумаги, где можно разом снять всю сумму. Это совершенно разные назначения! - заметила Нурбиби Наурызбаева.
Поэтому она призывает профучастников этого сектора стимулировать добровольные пенсионные взносы в дополнение к обязательным пенсионным отчислениям. Этому могут поспособствовать налоговые льготы. К слову, сегодня добровольные взносы осуществляют только 36 тыс. сознательных казахстанцев.
- У нас в стране освобождены от налогов пенсионные взносы, но при этом при получении пенсионных выплат удерживается подоходный налог, что вызывает непонимание и недоумение у получателей. Кроме того, участие работодателя в формировании пенсионных накоплений работников очень низкое в сравнении с другими развитыми странами. Как показывает опыт других стран, участие работодателя значительно активизируется при получении налоговых льгот по отчислениям за своих работников из своих собственных средств! Таким образом, решение вопроса предоставления налоговых льгот для работодателей, осуществляющих добровольные пенсионные взносы за своих работников, и для работников, осуществляющих добровольные отчисления, а также изменение подхода к налогообложению получаемых пенсионных выплат могло бы дать толчок развитию накопительной пенсионной системы в нашей стране, - считает Наурызбаева.
Она напомнила, что с 2040 года в Казахстане на пенсию начнут выходить те, у кого солидарной - советской - пенсии не будет вообще, свое пособие по возрасту они будут получать только из собственных накоплений.
Однако сенаторы обратили внимание на низкую доходность пенсионных накоплений казахстанцев в ЕНПФ. Мурат БАКТИЯРУЛЫ привел такую статистику: сегодня из 10 млн. человек экономически активного населения страны только 6 млн. производят отчисления в пенсионный фонд, но делают это непостоянно, лишь несколько раз в году. И только 1,3 млн. казахстанцев перечисляют в фонд регулярно, каждый месяц. По его мнению, народ больше доверяет и верит банковским депозитам под 10-11 процентов годовых, чем ЕНПФ.
Представители фонда технично ушли от сравнения ставок банковских депозитов и доходности накоплений в ЕНПФ, заявив, что сегодня эта доходность превышает темпы инфляции. Более того, по их данным, казахстанцы, оказывается, “выиграли” в результате нынешнего падения тенге! Ведь 32 процента портфеля ЕНПФ, который составляет 8,8 трлн. тенге, номинировано в иностранной валюте. В цифровом выражении доходность активов фонда составила 7,9 процента при инфляции 2,9 процента.
- За восемь месяцев этого года инвестиционный доход практически равен доходу всего 2017-го. Инвестдоход мы распределяем ежедневно на счета вкладчиков. Накопления вкладчиков растут, - заверила Наурызбаева.
Глава пенсионного фонда скептически отнеслась к недавнему нашумевшему предложению коммуниста-мажилисмена Айкына КОНУРОВА, чтобы проиндексировать пенсионные накопления и привязать их к валютному курсу.
- Ведь это может иметь и обратную тенденцию. Если курс тенге укрепится, мы что, будем говорить: давайте в обратную сторону переоценим?! Мне кажется, волатильность курса - явление, связанное с рыночной экономикой, - ловко прокомментировала Наурызбаева.
Сенаторы также выразили недовольство дорогим и недоступным большинству соотечественников пенсионным аннуитетом. Нариман Турегалиев подсчитал, что казахстанец со средней зарплатой в 137 тыс. тенге за 25 лет накопит на пенсию лишь 4 млн. тенге. А чтобы выкупить аннуитет за 12,4 млн. тенге, женщине не хватит и 100 лет работы!
На это глава ЕНПФ заметила, что у депутата старые данные. В этом году пенсионный аннуитет подорожал и стоит для женщин уже 13,4 млн. тенге (!), а для мужчин - 9,6 млн. (против прошлогодних 8,9 млн. тенге). По ее словам, это связано с “ростом продолжительности жизни казахстанцев и увеличением их пенсий”.
- У большинства все-таки будет возможность получения аннуитета, - уверенно заявила Наурызбаева.
Но при ответе на следующий вопрос фактически... опровергла свои же слова.
- А сколько вкладчиков сегодня имеют возможность оформить пенсионный аннуитет? - поинтересовалась депутат Ольга ПЕРЕПЕЧИНА.
- На сегодняшний день, если по суммам накоплений взять, порядка одного процента вкладчиков имеют возможность оформить пенсионный аннуитет, - выдохнула глава ЕНПФ.
По данным Наурызбаевой, самая маленькая пенсия в Казахстане около 15 тыс. тенге, максимальная превышает 300 тыс. В кулуарах парламента депутаты на вопрос газеты “Время” уверяли, что получают среднюю пенсию по стране.
- Удивительно, что пенсия у меня такая же, как и у моих друзей, которые ни дня не работали на госслужбе! - откровенничала глава комитета сената по социально-культурному развитию и науке Бырганым Айтимова. - Я занимала такие должности (учитель, министр, зампремьера, посол и постпред Казахстана при ООН), но у меня пенсия чуть-чуть больше 100 тысяч тенге. То есть у меня пенсия, как у вчерашнего работника гаража, который гаражом владел! У нас нет эксклюзивных пенсий, кроме определенных законом - судейский корпус, военнослужащие и правоохранительные органы.
Наш корреспондент поинтересовался, почему Айтимова и ее коллеги при высоких заработках не отказались добровольно от своих пенсий. По информации Минтрудсоцзащиты населения, за всю историю Казахстана не было ни одного такого прецедента.
Ответ был выше всех похвал:
- Я всю жизнь проработала на госслужбе, и у меня нет другого дохода, кроме зарплаты. И всю мою пенсию я трачу не на себя. У меня, например, мама, две сестры, сестра моего мужа - все пенсионеры, поэтому я им помогаю. Пенсию я даже не коплю, потому что это просто невозможно! Я получаю ее и сразу трачу! Потому что, видите же, жизнь какая… У меня есть коллеги, у которых семейный бизнес, они тоже помогают родным. Ко мне также приходят, обращаются с проблемами люди, я как могу их поддерживаю. И так каждый месяц… Так что мы, депутаты, тратим эту пенсию на благие дела.
Возвращаясь к совещанию. Гневной критике депутатов подверглись и большие, по их мнению, расходы ЕНПФ. Так, в фонде 231 подразделение, в центральных офисах работают 480 человек, в регионах - более 1500. Средняя заработная плата сотрудников - 348 тыс. тенге. 116 млн. тенге заложено в этом году на командировочные расходы. А на аренду помещений для подразделений фонда только за полгода было потрачено 588 млн. тенге. Глава ЕНПФ пояснила, что покупать офисы для каждого филиала “неэкономично и нецелесообразно”, особенно в селах и отдаленных районах, где в случае переезда встанет вопрос о продаже этой недвижимости. Фонд планирует приобрести большой офис в Алматы и в нескольких областных центрах.
А наша пенсия неизбежна - как крах коммунизма.
Тогжан ГАНИ, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Астана