Следите за дорогой!
Первым в списке министров, кого пригласили к себе на ковер мажилисмены в новом парламентском сезоне, стал глава Министерства по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕК (на снимке). И не случайно. Тема правчаса - развитие автодорог - стала близкой парламентариям после каникул. Во время летних автомобильных странствий по стране они были поражены убитыми трассами, испытав тряску от ям и ухабов, расшатав себе нервы и повредив свои элитные машины.
До сих пор свежи воспоминания у депутатов от экстремальной езды по нашим разбитым дорогам.
- На дороге по направлению в Балхаш только танки могут проехать! - пожаловался министру депутат Павел КАЗАНЦЕВ.
- Я из Алматы ехал в Тараз - невозможно ездить! Это дорога второй категории: если едет трактор, никто не может его обогнать! - вскипел Омархан ОКСИКБАЕВ.
- Протяженность дорог общего пользования, требующих капитального и среднего ремонта, составляет более 30 тысяч км! Я лично проехал более 5 тысяч км дорог республиканского, областного и районного значения и все проверил! - заявил Нуртай САБИЛЬЯНОВ.
- Когда вдоль наших “супершикарных дорог” будет супершикарная связь? На трассе Астана - Щучинск у нас есть провалы, едешь и временами срывается (сотовая связь). Что там говорить о Балхаш - Бурылбайтал и остальных дорогах! Сотовых операторов необходимо принудить к исполнению взятых ранее ими на себя обязательств по покрытию мобильной связью казахстанских автодорог! Представьте нам, депутатам, где есть дыры в Интернете, чтобы мы тоже ориентировались, когда поедем в следующий раз… - обратился к сотрудникам Мининвестразвития замспикера мажилиса Владимир БОЖКО.
- Два раза в месяц я езжу в Караганду по автомобильной дороге, которая функционирует уже больше двух лет, и вижу, как ряд участков новой дороги уже ремонтируется, - заметил Арман КОЖАХМЕТОВ.
Депутаты зачитали целые списки сел, в которых автодороги - единственное средство сообщения - полностью разбиты. Это Егиндыбулак Каркаралинского района, Текенекті Нуринского района Карагандинской области, Келдымурат, Коктерек, Карабута Урджарского района Восточно-Казахстанской области, Сулы и Тимирязевское Тимирязевского района Северо-Казахстанской области и большая часть местных дорог Западно-Казахстанской области. Огромную критику вызывают также дороги к туробъектам - озеру Алаколь со стороны Восточно-Казахстанской и Алматинской областей, в Кендерли Мангистауской области, Тамгалы-Тас и Чарынский каньон Алматинской области.
Вызванный к трибуне министр Женис КАСЫМБЕК отреагировал на эмоции нардепов спокойно:
- Сегодня много вопросов, почему мы не начали ту или иную дорогу строить. Это все зависит от возможностей бюджета и от приоритетов. Есть приоритетные дороги в рамках госпрограмм, мы их строим в первую очередь. После завершения реализации программы, естественно, перейдем на другие участки.
По словам главы МИРа, сегодня полным ходом ведется реконструкция коридоров Центр - Юг, Центр - Восток и Центр - Запад, а также приграничных с соседними странами дорог, которые обеспечат выход в Россию, Китай и Узбекистан.
На ремонт и содержание автодорог республиканского значения в этом году предусмотрено 76,9 млрд. тенге. Что касается финансирования местной сети, то по поручению президента оно увеличено до 145 млрд. тенге с последующим доведением ежегодного объема финансирования до 150 млрд. тенге. По задумке это должно обеспечить ежегодный охват ремонтом около 4 тысяч км местной дорожной сети. Таким образом, к 2025 году доля районных и внутрипоселковых дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии должна составить 85 процентов.
Газета “Время” в кулуарах правительства поинтересовалась у министра, не отразится ли на стоимости строительства и реконструкции дорог резкое повышение курса доллара.
- Казахстанское содержание материалов при строительстве дорог составляет свыше 95 процентов. Изменение курса тенге, которое было 2-3 года назад, не повлияло на стоимость строительства и ремонт. И мы сейчас не ожидаем, что это будет значительно влиять на стоимость дороги, - ответил Женис Касымбек.
Он также объявил об ужесточении с этого года ответственности компаний, прокладывающих дороги в Казахстане. Глава Мининвестразвития подчеркнул, что по международным и местным контрактам гарантийный срок на качество новых дорог составляет три-четыре года. В случае если выявляется дефект в этот период, то стройкомпания должна за свой счет полностью провести ремонтные работы. Если она их не устраняет, то выплачивает 10 процентов от стоимости контракта по банковской гарантии.
А еще Женис Касымбек напомнил, что с 1 ноября автородоги республиканского значения Астана - Темиртау, Алматы - Капшагай и Алматы - Хоргос общей протяженностью 471 км станут платными. Всего же до 2021 года протяженность платных автодорог планируется увеличить до 6,7 тысячи км, а к 2025-му - до 11,7 тысячи км. За счет этого власти будут содержать в качественных параметрах 23 тысячи км республиканских дорог, на что из бюджета больше не будут выделять ни тиына. Если стоимость проезда по платным автодорогам будет составлять 1 тенге за 1 км, то для жителей прилегающих к такой дороге поселков правительство предусмотрело отдельный режим - разовая абонентская плата в 1000 тенге в год.
Это обстоятельство возмутило некоторых депутатов.
- Подождите, местное население во всем мире защищается другим способом! Во всем мире платные автобаны вводятся при наличии альтернативной трассы, когда у местных жителей есть возможность, не платя за хорошую дорогу, проехать худо-бедно по местной трассе. Мы же вынуждаем ехать только по платной дороге! В чем виноваты сельчане? Люди и так платят, дороги строятся на их налоги! Это же бьет по карману рядовых наших граждан, живущих в сельской местности, для которых каждая копейка дорога! Прошу рассмотреть более эффективные меры защиты интересов сельского населения! - обратился к министру мажилисмен Азат ПЕРУАШЕВ.
Между тем глава Мининвестразвития Касымбек рассказал еще об одном новшестве для водителей страны. До 2021 года во всех машинах должна появиться кнопка SOS, которая будет сигнализировать службам по ЧС в случае попадания автомобиля в аварию.
- Задача - в первые 40-45 минут, в так называемый золотой час, оповестить, что произошло ДТП и успеть оказать помощь водителям и пассажирам. С помощью спутниковой системы органы чрезвычайных ситуаций будут получать автоматическое оповещение, - проинформировал Женис Касымбек.
Он отметил, что тревожная кнопка в машинах и система оповещения спецслужб будут внедряться одновременно во всех странах Евразийского экономического союза, так как это особенно актуально для международных перевозок. Разработкой датчиков и программного обеспечения у нас занимается Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности.
Отвыкнув во время каникул от долгих заседаний, депутаты вчера быстро сдались на правчасе и уже через полтора часа дискуссий стали с места голосить модератору о регламенте.
- А что вы возмущаетесь? - сказал председательствовавший на правчасе Владимир Божко. - Я как раз вас и радую, что в соответствии с принятым вами регламентом мы закругляемся. Что-то у нас депутатский корпус стал нетерпелив, однако…
Тогжан ГАНИ, фото автора, Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Астана