Беличья горячка
В Астане решили не отставать от заданного южной столицей тренда и установить гигантскую инсталляцию - только не белки, а суслика, взирающего прямиком на Акорду. Правда, после критики стиля и стоимости алматинского арт-объекта столичные урбанисты и арт-менеджеры теперь сомневаются в возможности появления исполинского грызуна в степях Сары-Арки.
Гигантский суслик в характерной вертикальной стойке - на задних лапах, сложив передние на животе, может появиться в парке Пирамиды. Он будет стоять спиной к зданию, а “лицом” к резиденции президента. Об этом стало известно вчера в кулуарах Международного конгресса архитекторов.
- Мы разрабатывали проект гигантской инсталляции в Астане еще до белки, специально позвали российского куратора Сергея КОВАЛЕВСКОГО, который должен был разработать концепцию. Осмотрев город и вдохновившись районом Пирамиды, он озвучил идею гигантского степного суслика, который смотрит на Акорду. Куратор также предложил пригласить для ее воплощения лидера современного искусства голландского художника Флорентина ХОФМАНА, знаменитого автора гигантских скульптур - желтой резиновой уточки, соломенной ондатры, плюшевого кролика, большой собаки и медведя, разбросанных по всему миру. Сейчас этот проект на стадии принятия решения. Возможно, он воплотится в следующем году. Но тут эта белка странно вмешалась в процесс. Я теперь даже сомневаюсь, поставят ли в Астане суслика. В этом смысле белка сыграла не очень позитивную роль, - посетовал президент ОО “Евразийский культурный альянс”, арт-менеджер четырех арт-объектов на территории столичного EXPO Игорь СЛУДСКИЙ (на снимке).
Слудский объяснил, что по меркам современного искусства 23 млн. тенге за алматинскую белку - божеская цена. Он приводит в пример стальную 10-метровую “Фасольку” индийского скульптора Аниша КАПУРА, которая стоила властям Чикаго 27 млн. долларов, или “Собаку из воздушных шаров” самого дорогого американского художника Джеффа КУНСА за 15 млн. долларов.
- 23 миллиона тенге для масштабной инсталляции белки - это даже дешево. Арт-объекты на ЭКСПО - “Вихрь” австралийского художника Эндрю РОДЖЕРСА, “Коралл” французского автора Марка ФОРНЕСА, а также два объекта казахстанского архитектора Сакена НАРЫНОВА - стоили гораздо больше. Сколько - я сказать не могу: коммерческая тайна. Если бы белка была из другого материала, допустим, из нержавеющей стали, то она обошлась бы в 200-300 тысяч долларов. И то если бы это в Китае делалось, - рассуждает арт-менеджер.
Казахстанские урбанисты и скульпторы уверены: соотечественникам пора отходить от советских стандартов искусства, когда бронзовые памятники великим превращали города в подобие кладбищ...
- Такой шум вокруг белки на самом деле характеризует наше общество как достаточно диких, закомплексованных, средневековых людей. Вот иностранцы, увидев белку, совсем не удивились бы. Мы живем в очень серьезном информационном вакууме и не знаем, что делается в мире. Подобные интервенции - это нормальная практика по всему миру. Они очень полезны для имиджа города, притягивают туристов и попадают в соцсети. Суслик тоже был бы полезен Астане. Единственное: по белке у меня есть чисто профессиональные вопросы к организаторам, - говорит собеседник.
Во-первых, Игоря Слудского смущает выбор расположения арт-объекта - “Атакент”. Он вспоминает, что это бывшая парковка и очень суетливое проходное место, создающее атмосферу транзитности и никак не способствующее спокойной коммуникации со скульптурой. Более того, там она даже небезопасна. По его мнению, белка должна быть ближе к Арбату. Во-вторых, ему непонятна позиция акимата, который вообще не реагирует на общественное мнение, не ведет разъяснительную работу. “Тем более объект сложный для восприятия”. Вопросы у него есть и к самой фигуре: у тотемного животного могло быть более дружелюбное “лицо”.
- Это смелая интервенция, сразу было понятно, что объект будет очень публичным. Так, может быть, надо было добавить белке эстетики дружелюбности? Хотя современное искусство не должно быть эстетичным... Но самой большой загадкой остается выбор автора инсталляции: его же никто не знает, он, я бы сказал, вообще не знаменитый! То есть город, поставив белку этого художника, не приобрел в плане имиджа ничего. Это не бренд в сфере современного искусства. Если бы белку поставил Хофман или другие звезды паблик-арта, тогда бы это был резонанс еще и международный, - говорит Слудский.
Кстати, в Центре урбанистики при акимате Астаны, который занимается “окультуриванием” столицы, готовы поддержать идею гигантского суслика в столице.
- Я был бы рад, если бы суслик в Астане появился. Думаю, акимат поддержит. Я уверен: суслик вызвал бы примерно такое же бурное общественное обсуждение, как белка. Потому что это не советский подход. Если алматинская белка сделана из соломы, то я бы предложил сделать астанинского суслика из камыша - за этим тоже скрывается смысл: камыш тесно связан с нашим регионом, он был долгие годы строительным материалом, - считает замруководителя Центра урбанистики Астаны Асхат САУДОВ (на снимке).
Игорь Слудский “по секрету” рассказал, что знаменитый голландский автор резиновой уточки был готов создать в южной столице гигантскую скульптуру одного из представителей фауны Алматы. Впрочем, уточнять, какое именно животное это будет, он не стал: о новом тотемном животном арт-менеджеры объявят, когда алматинцы будут готовы это воспринять.
Тогжан ГАНИ, фото автора, Владимира ЗАИКИНА и c интернет-ресурсов, Астана