3431

Народ ни хрена не поймёт!

Это высказывание Омархана Оксикбаева красноречиво демонстрирует отношение депутатов мажилиса к проводимой в стране приватизации

Вчера на правчасе с участием министра национальной экономики Тимура СУЛЕЙМЕНОВА (на снимке) парламентарии обеспокоились, чем может обернуться передача госсобственности в частные руки. Обсуждение животрепещущего для народа вопроса довело депутатов до бурных эмоций с крепким словцом.

В приоритетный перечень приватизации сегодня входит и Жилстройсбербанк. По информации мажилисмена Петра ШАРАПАЕВА, в пока что государственном банке более одного миллиона вкладчиков, а депозитная база превышает 520 млрд. тенге.

- Люди поверили в серьезнейший системообразующий проект государства. Довольно привлекательные условия, процентная ставка составляет 4 процента. Скорее всего, банк будет участвовать в новой инициативе “7-20-25” (президентская программа ипотечного кредитования. - Л. Т.). Какова основная цель приватизации объекта? Что будет с льготными ставками после приватизации банка? Сохранит ли банк свое участие в госпрограммах жилья, и, если придет новый инвестор, не отменит ли он выплату существующих премий вкладчикам банка, снижающих стоимость ипотеки? - сыпал вопросами депутат.
В ответ зампредседателя правления АО “НУХ “Байтерек” Галымжан ТАДЖИЯКОВ заверил, что государство по-прежнему будет контролировать банк:
- Приватизируемая доля миноритарная. Банк регулируется законом о жилищно-строительных сбережениях, все выплаты по премиям и льготные ставки останутся на своем месте. От приватизации мы ожидаем стратегического парт­нера, который даст свои ноу-хау.
Подключившийся к дискуссии депутат Омархан ОКСИКБАЕВ поначалу в мягкой форме высказался по данному вопросу, назвав ситуацию с приватизацией Жилстройсбербанка непонятной, но потом парламентария прорвало:
- Сейчас они объясняют, что стратегического партнера приведут. Что мы выиграем, если этот партнер придет? Он же будет свои правила диктовать за те вклады, которые вложил! Что мы ему разрешаем? Что теряем, что находим? Никто конкретно ничего не говорит, какие правила, результаты. Можете вы сказать, в конце концов? Вы все обтекаемо говорите! Народ ни хрена не поймет!
Не остался в стороне от этого вопроса и вице-спикер мажилиса Владимир БОЖКО. Он также задался вопросом: что мы выигрываем от передачи госбанка частнику?
- У них есть консультант, который провел встречи с 245 претендентами на этот банк. Если он (инвестор. - Л. Т.) заплатит за 49 процентов, деньги уйдут в Нацфонд. Но он же должен как-то отбивать эти деньги? Ответьте, пожалуйста, какой порядок возврата инвестиционных вложений, которые сделает стратегический инвестор в уставную долю капитала банка?
Но ничего конкретного в ответ вице-спикер не услышал - господин Таджияков сообщил лишь, что эти вопросы с потенциальными инвесторами еще не обсуждались.

Сгладить ситуацию поспешил Тимур Сулейменов, заявив, что все льготные условия Жилстройсбербанка сохранятся. Кроме того, ЖССБ, по словам министра, продолжит свое участие в госпрограмме “Нурлы жер” и, возможно, начнет реализовывать социальную инициативу “7-20-25”.
- Если не хочет инвестор (соглашаться на участие в госпрограммах. - Л. Т.), значит, мы ему не продадим. Государственная премия в 20 процентов от ежегодного накопления (вкладчикам. - Л. Т.) будет сохранена. Если мы найдем такого стратегического инвестора, который, соблюдая все эти условия, захочет прийти и вложиться в достаточно эффективный инструмент, значит, мы продадим. Если не сможем, тогда будем смотреть дальше, - сказал глава Миннацэкономики.
В ходе своего выступления он также сообщил итоги приватизационной кампании в 2017 году. Передать в частный сектор планировалось 461 объект, план выполнен на 97 процентов, то есть продать необходимо еще 10 объектов.
Между тем Владимир Божко поведал о печальном опыте приватизации коммунальных предприятий и социальных объектов в районных центрах, селах и аулах. Он напомнил, как однажды объекты жилищно-коммунального хозяйства уже были приватизированы и… развалены. Акиматы, отметил вице-спикер, не от хорошей жизни вынуждены были возвращать данные объекты в госсобственность, в том числе нередко выкупая их у новых собственников.
- В комплексном обзоре, сделанном комитетом ОЭСР, говорится, что приватизация должна проводиться после предварительного анализа финансово-хозяйственного состояния. Необходимо учитывать индивидуальные отраслевые, региональные особенности и определять перспективы жизнеспособности объекта, возможности повышения эффективности его дальнейшего развития, снижения нагрузки на бюджет и неущемления социальных и экономических условий для населения страны, - подчеркнул Владимир Карпович.
Он рассказал, как в начале этого года почти 900 жителей села Конысбай Зерендинского района Акмолинской области две недели просидели без воды. А все потому, что частный предприниматель приватизировал водонапорную башню, но каких-либо мер при аварии на сетях не предпринял, поэтому подвозкой воды жителям пришлось заняться районному акимату.
Аналогичный случай произошел и в селе Каргалы Жамбылского района Алматинской области, где несколько тысяч человек вынуждены были тратить огромные усилия на поиск воды, потому что ее не было в водозаборных колонках. Новый собственник “Каргалы су” должных мер по восстановлению снабжения водой граждан не принимал. И таких примеров, заметил Божко, много.
- Как показывает практика, после приватизации объектов ЖКХ во многих случаях собственники сталкиваются с убытками и зачастую пытаются сразу повысить плату за свои услуги, при этом не учитывают низкую плотность, платежеспособность населения, не выполняют необходимых объемов ремонтных работ, не обновляют оборудование и технику, - констатировал заместитель спикера мажилиса.
Симптоматично в такой ситуации то, что сельские, районные и областные акимы, заявил Божко, постоянно жалуются в Астану, предупреждают центральные госорганы о возможных негативных последствиях приватизации коммунальных хозяйств, водопроводных сетей, дорожно-эксплуатационных участков и объектов культуры.
- Но в центре их не слышат! А надо бы прислушаться, уважаемые коллеги! - призвал Владимир Божко. - Это тупиковый вариант.
В этой связи мажилисмен Альберт РАУ задался фундаментальным вопросом: социальная и коммунальная сферы - это вообще функционал государства или нет?
- Я не понимаю, что такое приватизация водоканала в отдельно взятом районе? Если там непорядок, не форму собственности надо менять, а акима! Потому что его основная функция - эффективное управление государственной собственностью, - выразил мнение депутат.
Приведя в пример разные формы сотрудничества государства с частным сектором в развитых странах, Рау предложил пересмотреть условия и формы приватизации коммунальных предприятий.
- Почему мы так любим сразу продавать? В Германии на коммунальном предприятии создают общественный совет, смотрят, как он (частник. - Л. Т.) все это тратит. Америка: отдаем по контракту в управление, хочешь вкладываться - вкладывайся, получай свое обратно. Но почему мы сразу продаем так, что завтра не можем руководить? - риторически и с какой-то безнадежностью в голосе вопросил Альберт Рау.
Тем временем его коллега, мажилисмен Шаймардан НУРУМОВ, предложил изменить правила торгов в процессе приватизации. Продавать объект, по его мнению, следует сразу первому участнику, изъявившему желание купить его. Сегодня же по закону торги проходят аж в три тура!
- В основном объекты продаются со вторых или третьих торгов. Соответственно, их стартовая цена снижается каждый раз на 50 и порой даже на 70 процентов от предыдущей цены. Согласитесь, государственным подходом это назвать трудно. От такой неэффективной приватизации создаются только потери для государства. Разумно рассмотреть вопрос о необходимости продавать объекты на первых торгах с высокой ценой при наличии даже одного покупателя, - выдвинул идею Нурумов.
Исполняющий обязанности председателя комитета госимущества и приватизации Министерства финансов Калымжан ИБРАИМОВ предложение депутата поддержал, отметив, что для этого необходимо внести соответствующие поправки в законодательство.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, Романа ЕГОРОВА, и с сайта caravan.kz, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее