Юрий ПАЙСОВ, учитель биологии: Покажите мне авторов!
Дискуссия о проблемах среднего образования плавно перетекла в обсуждение нелегкой нагрузки на маленькое чадо мажилисмена Бекболата ТЛЕУХАНА.
Вчера в мажилисе руководству Минобразования и науки пришлось в очередной раз держать удар за логику обновленных предметов и учебников, по которым уже учатся 42 процента казахстанских детей. На одной стороне оборону держали два вице-министра, шесть начальников департаментов, три ректора вузов и семь директоров школ, по другую сторону баррикад были парламентарии, родители и некоторые учителя. Решили начать обмен мнениями сразу с вопросов и ответов.
Депутат Наталья ЖУМАДИЛЬДАЕВА задалась вопросом, как можно переводить все школы на обновленное содержание по опыту Назарбаев интеллектуальных школ, если 45 процентов средних учебных заведений страны не оснащены предметными кабинетами, лабораторным оборудованием и Интернетом? В новой программе учителя остались со старыми средствами - мелом, словом и учебниками.
- Но насколько хорош учебник по обновленному содержанию? Не должен учебник быть скандальным, нашумевшим! Не должен учебник быть с ошибками и опечатками, потому что тратятся огромные деньги на методологию, на экспертизу и на закуп учебников! - негодовала мажилисвумен.
Вице-министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ уточнил, что в общеобразовательных школах программа НИШ не внедряется. Только адаптированные программы по опыту и принципам НИШ.
- Причем мониторинг показал, что программы по обновленному содержанию в два раза повышают успеваемость сельских и городских школ! - заявил чиновник.
Кроме того, по его словам, все новые учебники проходят 5-ступенчатую экспертизу.
- На портал “Общественная экспертиза” в день до 20 тысяч посещений бывает! Этот сайт становится самым посещаемым в Казахстане! Это говорит об обратной связи с родителями, - сказал вице-министр. - Мы изменили порядок предметной экспертизы, и если раньше предметники проводили анализ по учебнику, потом уезжали и думали, насколько их предложения учтены, то сейчас внесли изменения. На днях будет проводиться вторая экспертиза, и те предметники, которые рассмотрели в декабре обновленные учебники, в феврале приедут сюда и посмотрят, насколько их замечания учтены.
Затем слово попросил Бекболат Тлеухан и затянул длинный кюй о своем сыне-первокласснике, который, по словам депутата, задыхается в новой программе.
- Дети средней способности должны изучить алфавит за 40 дней - это научный факт! А мой ребенок уже семь месяцев изучает алфавит! У него нет желания играть, потому что нагрузка очень большая, но и не может читать, потому что программа растянута. Почему он не может изучить за 40 дней алфавит и в свободное от занятий время посещать кружки - танцы, пение? Вместо этого он не может думать ни о чем, кроме как о занятиях! Потому мне эта обновленная программа не нравится! - протестовал парламентарий, чем сорвал большой шквал аплодисментов коллег, которые словно на айтысе подбадривали его: “Правильно!”, “Так и есть!”.
Депутату ответили, что сегодня по типовой программе на изучение, закрепление и письмо каждой буквы алфавита уделяется по 2-3 часа. И ни в какой стране, даже в Советском Союзе, букварь не изучали 40 дней, уверяли его чиновники от образования.
- Я вам могу сказать, что 10 декабря 1973 года Бекболат Тлеухан лично попрощался с букварем! А сейчас уже март, а мой ребенок до сих пор изучает букву “ю”. Я считаю, что это ваша типовая программа неправильная! Это ведь не Библия, ее можно изменить в зависимости от требований времени! - не унимался мажилисмен.
Тогда его попросили сообщить, о какой школе идет речь, которая приносит столько неудобств его ребенку. Оказалось, что это школа “Нур орда”, в которой сын Тлеухана проводит время каждый день с 8.00 до 17.00. И школа та не государственная вовсе, а частная, где год обучения стоит несколько... миллионов тенге!
- Это не простая школа. В этой школе свои требования, - кратко, но емко ответили парламентарию из учительской общественности.
Отрезвляющим для всех слушателей бурной дискуссии стал вопрос простого учителя биологии алматинской гимназии № 105, который вернул всех в русло главной темы:
- У меня просто просьба, насколько реальная она, не знаю… Очень хочется встретиться с авторами обновленных программ, особенно по биологии, и понять логику, почему базовые понятия предмета отсутствуют, а уже тестирование по ним нужно для детей проводить? Просто понять, вот и все, - скромно обратился к аудитории Юрий ПАЙСОВ (на снимке).
На эту просьбу парламентарии захлопали еще больше и дольше, чем Тлеухану.
- Наверное, не вам одному нужно понять логику многих предметов, - объяснила недоумевающему учителю модератор диспута депутат Гульнар ИКСАНОВА.
Тогжан ГАНИ, фото автора и с сайта informburo.kz, Астана