Однажды Лебедь, Рак да Щука...
Бывший реаниматолог, а ныне глава Министерства здравоохранения Елжан БИРТАНОВ заявил, что больницы и поликлиники должны возглавить управленцы с дипломом менеджера. Но вчерашнее заседание правительства запомнилось не только этим заявлением. Три госоргана на глазах у премьер-министра не могли поделить сферу влияния в области контроля за качеством пищевой продукции: каждый, как в известной басне Крылова, тянул воз на себя.
В отечественной медицине намечается кадровая революция. Кандидату в управленцы клиник больше не нужно последипломное образование в этой сфере, Минздрав акцентирует внимание на его знаниях в сфере конфликтологии, кадровой политики, права и экономики.
- В отрасли работают около 3000 топ-менеджеров. Однако 60 процентов руководителей медицинских организаций имеют высшее медицинское образование без профессионального образования в сфере менеджмента. И только 13,5 процента первых руководителей имеют степень магистра, - сетовал Елжан Биртанов (на снимке), выступая с трибуны перед коллегами по кабмину. - В медицинские организации должны внедряться профессиональные менеджеры! С этой целью введена новая специальность магистратуры “менеджмент здравоохранения”, разработаны программы обучения, типовой учебный план для подготовки магистров, на утверждении - профессиональный стандарт, вводится независимая сертификация.
Менеджеры здравоохранения изучают мировой опыт в области управления здравоохранением, конфликтологию, клиентоориентированные технологии и другое.
Министр говорил об этом, докладывая о реализации мер по развитию корпоративного управления и менеджмента в медицинских организациях.
Кстати, сам Биртанов имеет не только медицинский диплом. Помимо специальности “лечебное дело” от Алматинского государственного медицинского института и курса интенсивной терапии и токсикологии университета американского штата Аризона он в 2008 году получил профессию экономиста.
По его словам, большинство организаций здравоохранения Казахстана уже переведены на юридические формы, позволяющие внедрять элементы корпоративного управления, такие как госпредприятие на праве хозяйственного ведения с наблюдательными советами (ГП на ПХВ), АО и ТОО. И министерством уже проведена рейтинговая оценка эффективности их деятельности. Выяснилось, что медицинские организации, внедрившие принципы корпоративного управления, имеют эффективность деятельности выше, чем остальные.
Биртанов напомнил, что одним из показателей эффективности менеджмента является размер зарплаты врачей. В стратегических планах он учитывается как KPI. Согласно данным комитета по статистике Миннацэкономики, среднемесячная зарплата врача по республике составила 159 тысяч тенге, а номинальная зарплата работников сферы экономики - почти 148 тысяч тенге, то есть соотношение 1,1 к 1.
- Согласно госпрограмме “Денсаулыќ” у нас целевой показатель к 2019 году также был 1 к 1. Вместе с тем необходимо отметить, что в странах ОЭСР показатель средней зарплаты медработников к средней зарплате по экономике составляет 3 к 1! - заметил министр.
Поэтому он выступает за дифференцированную оплату труда медработников, что означает индивидуальные надбавки врачам за достигнутые показатели.
- Этот момент очень важен. Мы считаем, что есть внутренние резервы. В рамках стратегических планов развития менеджеры должны уделять внимание стимулированию медицинских работников, внедрению дифференцированной оплаты труда. Нами методические рекомендации разработаны по такой оплате и направлены в регионы. Проводится обучение, - сказал Биртанов.
В следующей теме повестки правительственного заседания значился вопрос, кто возглавит госконтроль над безопасностью продукции, ввозимой в Казахстан. Каждый госорган видел себя на этом героическом поприще. Первый замглавы Минсельхоза Арман ЕВНИЕВ (на снимке) начал издалека, с критики импортного мяса и масла.
Он рассказал о завозе в Казахстан замороженного мяса птицы, которое “зачастую несколько раз перезамораживается”, что делает его опасным и дорогим за счет воды, которая увеличивает вес. А настоящее сливочное масло, по его словам, должно стоить 2750 тенге за килограмм, так как на его производство необходимо не менее 22 литров молока! Однако у нас в стране импортное масло стоит 1514 тенге, что означает использование дешевых заменителей молочного жира, таких как пальмовое масло.
- В результате из-за слабого контроля такая продукция снижает конкурентоспособность продукции отечественного производства, а все меры господдержки делает малоэффективными! Поэтому в целях проведения скоординированной и эффективной работы по усилению госконтроля за всей пищевой продукцией, за исключением питьевой воды, пищевых и биологически активных добавок, пищевой продукции специального назначения, а также обеспечения их прослеживаемости по принципу “от фермы до стола” единым уполномоченным органом предлагается определить Министерство сельского хозяйства! - заявил Евниев, отметив, что аграрное ведомство готово инициировать соответствующие меры.
В этой связи министр Биртанов напомнил, что компетенция по осуществлению госконтроля продукции на ее соответствие требованиям техрегламентов ЕАЭС была передана Минздраву не далее как в прошлом году.
- На контроле в ведомстве состоит более 32 тысяч предприятий пищевой промышленности и торговли. По итогам трех лет идет снижение количества несоответствующей продукции - от 26 процентов в 2015 году до 10 процентов в 2017 году. Сформирована система национального контроля за безопасностью продукции четким законодательным распределением функций госорганов. Она проверена временем, не привела к каким-то ЧС, а также исключает дублирование функций, направленных на снижение давления на бизнес… На основании вышеизложенного вопрос передачи функций от Минздрава в Минсельхоз предлагаем дополнительно изучить и рассмотреть с точки зрения безопасности здоровья населения, - тактично заметил Биртанов.
В свою очередь министр по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕК (на снимке) констатировал, что Минздрав проверяет только пищевую продукцию, а вот промышленная осталась вне контроля. По его словам, в настоящее время госконтроль осуществляется только по 54 из 78 техрегламентов, 7 проверяются частично, а требования 17 технических регламентов не проверяются вообще: это нефтепродукты, низковольтное оборудование, строительная продукция, электромагнитная совместимость. В этой связи глава МИР предложил наделить полномочиями по госконтролю за непищевой продукцией это ведомство.
- Предлагается определиться: Минздрав - госконтроль за пищевой и другой продукцией в части соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, установленных техническими регламентами на стадии обращения продукции. Министерство по инвестициям и развитию - госконтроль за промышленными товарами на стадии обращения продукции. Отраслевые и местные исполнительные органы - госконтроль за продукцией по соблюдению требований национальных порядков и правил по применению продукции, - резюмировал министр Касымбек. - В случае вашего одобрения в ближайшее время будет подготовлен проект указа президента по данному вопросу!
Но глава кабмина Бакытжан САГИНТАЕВ (на снимке), заслушав “конкурентов”, пожурил их за поиск легких решений вместо концентрации на проблеме опасной и фальсифицированной продукции.
- Вопрос не в том, что, если контроль будет переходить из одного госоргана в другой, ситуация изменится. Надо понять вначале, почему контроль не осуществляется. Может, усовершенствовать надо будет? Может, где-то недорабатываем. Если мы переводим (контроль. - Т. Г.) на другой госорган, то это тоже надо будет проанализировать, каким образом в итоге мы получим соответствующий результат... В итоге не получится ли усиление со стороны контролирующих органов на бизнес? Это, наверное, самый легкий метод - передать из одного госоргана в другой контрольные функции.
Кроме того, глава правительства потребовал от министров принять все возможные меры, чтобы подозрительная продукция после изъятия вновь не попадала на прилавки:
- Касательно изъятия из обращения небезопасной продукции - здесь тоже мы недорабатываем. Сколько раз мы можем говорить об этом?! Акцию провели, на этом остановились. Вот изымаем продукцию. Что дальше с этой продукцией? Уничтожается? Или через задний двор по новой на полки заходит?! Никто ж не знает об этом. Какие штрафы, какие меры принимаются? На словах все остается! А если точно уже доказана госконтролем (небезопасная продукция), то надо меры принимать, чтобы на полки по новой не попадали.
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, автора и с интернет-ресурсов, Астана