Кому беда, а кому - мать родна
В Казахстан пришло долгожданное потепление. Вздохнули с облегчением и жители южной столицы. Особенно автовладельцы, которые последние 10 дней, пока на улице царило минус 30 градусов по Цельсию, не могли завести машины. Эти холодные дни наглядно показали, что в Алматы взаимовыручка практикуется лишь в социальных сетях, да и то в виде советов.
Нет, были, конечно, отдельные индивидуумы, которые в лютый мороз подвозили горожан бесплатно, были и те, кто опять же бесплатно разъезжал по городу и оказывал помощь по прикуриванию автомобильных аккумуляторов, но таких доброхотов можно было по пальцам пересчитать. Основная же масса предпочла заработать на бедах своих земляков. А что? Раз у человека есть машина, значит, и деньги водятся! А раз нужна помощь с запуском двигателя, то почему бы на этом не заработать?
Именно в эти дни в метро и автобусах я видел молодых людей с пушками наперевес. Нет, не с оружием, а со специальными устройствами для нагнетания теплого воздуха. В Астане, к примеру, у каждого автолюбителя в телефоне имеются контакты как минимум пяти-шести владельцев таких пушек, которые приезжают по первому зову, накрывают вашу машину полотном по самую бровку, суют под днище пушку и начинают ее отогревать.
В Алматы же с учетом относительно теплых зим услуга эта была не очень востребована. Более того, большинство алматинцев только нынешней зимой узнали, что такое тепловые пушки. Узнали и обалдели. И было от чего.
Как показал мониторинг социальных сетей, в первые дни лютых морозов услуга вызова пушки в Алматы стоила 15 000 тенге. А потом, когда “артиллеристы” увидели, что услуга пользуется спросом, подняли цену до 25 000 тенге. А для тех, чьи машины замерзли на трассе за городом, пушечный прогрев обходился и вовсе в 35 000 тенге.
Дошло даже до того, что на подъездах к городу ушлые ребятки продавали кипяток по цене от 500 до 1000 тенге за литр. Цены на прикуривание аккумулятора не были едиными: кому-то это обошлось в 1000 тенге, а кто-то выкладывал и 6000. К слову, появилась и услуга по просушке свечей - от 1000 тенге за штуку. Аналогичная цена сложилась и в Костанае. Не остались без дела и алматинские эвакуаторщики. Они также массово предлагали свою помошь горожанам от 15 000 до 30 000 тенге по городу.
Вот и получается, что алматинцы хоть и уважают друг друга, но где-то глубоко в душе. Судите сами.
В Астане, как сообщают наши столичные корреспонденты, разогрев автомобиля пушками стоит от 5000 до 15 000 тенге в зависимости от степени промерзания автомобиля (если кроме двигателя надо отогреть коробку передач, прокалить или заменить свечи). Кипяток в столице тоже ощутимее дешевле - всего 100 тенге за литр.
Выяснилось, что столичные эвакуаторщики более совестливые, хотя и они при ценообразовании ориентируются не на расстояние, а на температуру за бортом. Чем крепче мороз - тем дороже. Стоимость эвакуатора в городе - от 7000 до 25 000 тенге, на междугородних трассах - 200 тенге за 1 километр. Прикуривание аккумулятора в Астане составляет около 5000, а аренда теплого бокса - 1000-1500 тенге за ночь. В Алматы же ночевка автомобиля в теплом помещении начиналась от 3000 и заканчивалась в районе 10 000 тенге.
Стоит отметить, что во многих регионах есть своего рода уникальные услуги для автомобилистов в зимнее время. В Астане это доставка топлива. Стоимость по городу - 4000 тенге, на междугородние трассы - 12 000-15 000. Естественно, топливо оплачивается отдельно. Кроме того, в столице есть услуга буксировки машин: по городу - 3000-5000 тенге, на трассах Астана - Караганда - 30 000, Астана - Кокшетау - 35 000-40 000 тенге.
Отметим также, что цена прогрева пушкой в среднем по стране практически одинаковая и варьируется в пределах 2000-6000 тенге. Видимо, в других регионах морозы не такие лютые. Что касается остальных услуг, то картина примерно аналогичная (см. таблицу).
Можно, конечно, отмахнуться: мол, все уже - морозы позади. Однако зима еще не закончилась, поэтому расслабляться не стоит. И, как говорится, на синоптиков надейся, а сам не плошай...
Кстати
Спасибо, что живые!
Пожалуй, эту зиму казахстанцы запомнят надолго. Мы составили небольшой обзор, что происходило в регионах.
Северный Казахстан
Как сообщил заместитель акима Северо-Казахстанской области Антон ФЕДЯЕВ, благодаря работе оперативного штаба при ДЧС СКО в регионе удалось избежать чрезвычайных ситуаций. По его данным, всего несколько жителей региона обратились в больницу с обморожениями, в основном пальцев рук и ног. Сейчас четыре пациента проходят лечение в стационаре. Аким области Кумар АКСАКАЛОВ, подводя на заседании акимата итоги работы в период морозов, поручил разобраться, почему в 30 домах люди остались без воды из-за замерзших труб.
Отметим также, что в морозную неделю все республиканские трассы были закрыты для дизельного и пассажирского транспорта. Транзитные автобусы из Узбекистана и Кыргызстана сопровождали сотрудники местной полицейской службы. Помощь на трассах в морозы была оказана более чем двум десяткам водителей.
Акмолинская область
По информации официального представителя комитета по ЧС МВД Руслана ИМАНКУЛОВА, в Акмолинской области дважды закрывались дороги по всем направлениям: в период с 10 по 12 января (во время аномального бурана, когда в Астане впервые ввели режим ЧС) и с 22 по 26 января (низкие температуры до минус 45 градусов).
21 января в ДЧС области была развернута работа оперативного штаба в круглосуточном режиме. Спасателям удалось эвакуировать 586 человек, из них 16 детей. Для временного размещения граждан было подготовлено 272 пункта обогрева (на республиканских автодорогах - 90 и местных - 182). Кроме того, сотрудники местной полицейской службы и спасатели за эти дни сопроводили десятки машин и колонн, в них свыше 300 граждан России, Узбекистана, Кыргызстана.
Так, в минувшую субботу полицейские и спасатели на трассе Астана - Петропавловск сопроводили пассажирский автобус марки Mercedes, следовавший по маршруту Бишкек - Екатеринбург. Ночью они же спасли автобус марки Van Hool - Сарыагаш - Екатеринбург. В салоне находился 51 гражданин Узбекистана. А в 10 километрах от Щучинска были спасены еще 52 узбека, чуть не замерзших в автобусе Setra.
Что касается застрявшего в снежном плену транспорта, то с начала зимы спасатели извлекли по области 71 легковой автомобиль, 27 грузовиков и четыре пассажирских автобуса.
Восточно-Казахстанская область
Нынешней зимой местной службе по ЧС не пришлось массово вызволять автолюбителей с трасс.
Самое громкое ЧП здесь произошло в конце декабря прошлого года - на территории региона пропал 57-летний россиянин. За помощью к полицейским и чеэсникам обратились его родные. Спасатели на высокопроходимой технике и в сопровождении поисковой собаки отправились на его поиски, которые увенчались успехом. Оказалось, что водитель ошибся поворотом и застрял на загородной дороге. Несколько суток он пытался выжить в холодной машине.
Второе ЧП произошло 23 января: пассажирский автобус, следующий из Алматы в Зайсан, из-за холода парализовало на трассе в 40 километрах от Аягоза. Транспорт, в котором находились 27 пассажиров и два водителя, обнаружили сотрудники полиции, патрулирующие трассу. К счастью, никто из людей не пострадал.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
Тогжан ГАНИ, Лэйла ТАСТАНОВА, Астана
Антон МОЛДИН, Актобе
Галина ВЫБОРНОВА, Тараз
Елена СУПРУНОВА, Усть-Каменогорск
Екатерина НАЗАРЕНКО, Петропавловск
Ольга ВОРОНЬКО, Павлодар
Стас КИСЕЛЕВ, Костанай
Сауле КУСАИНОВА, Кокшетау
Милана ГУЗЕЕВА, Семей