Прорывные миражи
Уже стало доброй традицией запускать в первой половине декабря в регионах страны новые производственные и бизнес-проекты, некоторые из которых наши чиновники смело называют прорывными. Не будет исключением, видимо, и год нынешний. Правда, после громких фанфар порой выясняется, что презентованные и заявленные как активно реализующиеся амбициозные проекты на деле оказываются пустышкой. Достаточно вспомнить невзлетевшие самолеты в Карагандинской области и липовые е-планшеты в Мангистауской. Увы, не исключение в этом неприглядном ряду и Западный Казахстан.
Самый известный из провалившихся проектов - цементный завод, который собирались построить в 2009 году в поселке Таскала. В 2007 году тогдашний аким Западно-Казахстанской области Нургали АШИМОВ заявлял, что будущее производство важно не только для региона, но и для всей страны.
Стоимость проекта превышала 210 млн. американских долларов. Первая очередь нового завода предполагала выпуск около
1,2 млн. тонн цемента в год с последующим увеличением мощности до 2 млн. Этому должны были способствовать богатые запасы сырьевых материалов - опоки, глины, мела. Ожидалось, что на цементном гиганте будут трудиться около 500 человек.
ТОО “Уральская цементная компания” (в составе алматинской группы компаний АНТ) заключило тогда договор финансового займа с британской фирмой “Алрай Лимитед”. Контракт подразумевал, что цемзавод получит кредит в
1 млн. долларов. После подписания договора Уральская цементная компания подготовила технико-экономическое обоснование, разработала бизнес-план, просчитала энергетику, маршруты подвода железнодорожных путей - словом, провела все полагающиеся предварительные работы, вложив в проект в общей сложности более 2,5 млрд. тенге. В 2007 году во время республиканского прямого телемоста состоялась пышная церемония начала строительства цемзавода: рабочие дружными рядами прошли мимо телекамер и отправились строить здание завода.
На самом же деле отряды строителей, миновав зону телеэфира, разошлись по домам, а сам завод с тех пор не вырос ни на один кирпичный ряд. В связи с мировым финансовым кризисом производственники так и не дождались обещанных кредитных денег. А в 2012 году из-за неисполнения обязательств за 2010-2011 годы были расторгнуты контракты по разработке месторождений, на которых планировали добывать опоку, глину и мел. И прорывной проект канул в Лету.
Еще одна веха западноказахстанского предпринимательства - маслозавод “Батыс Кунбагыс”. Это предприятие было введено в эксплуатацию в 2009 году в поселке Пойма Теректинского района. Проекту была оказана господдержка: АО “Аграрная кредитная корпорация” и АО “Казагрофинанс” помогли заводу взять в лизинг оборудование. После торжественного запуска предприятие какое-то время работало. Точнее, делало вид, что работает: его показывали правительственным делегациям, иностранным инвесторам и потенциальным партнерам, которые интересовались местной промышленностью. При приезжих масляные прессы оживали, по предприятию деловито сновали люди в спецодежде. При этом на складах лежал небольшой запас готовой продукции - ее выдавали в качестве презента гостям. Но ни в местных, ни в иногородних магазинах заветные бутылки с местным маслом не появились.
В ответ на многочисленные вопросы местной прессы на предприятии говорили, что вот-вот на завод доставят первые крупные партии сырья, вот-вот он заработает по-настоящему и т. п. В итоге предприятие, как ни пыжилось, так и не заработало. В ответе управления предпринимательства причину провала объяснили “недостаточностью сырья и оборотных средств”.
При этом никто уже не вспоминает, что как минимум 339 млн. тенге, предусмотренных аграриям на весенне-полевые работы 2012 года, были похищены и в сентябре 2013 года по подозрению в этом преступлении был задержан Мурат ЖАРКЕЕВ - директор… того самого ТОО “Батыс Кунбагыс”. Причем в конечном итоге его осудили аж по двум уголовным делам - первое касалось хищения зерна на Пойменском ХПП, учредителем которого он являлся. Жаркеева отправили на нары в общей сложности на восемь лет, три года из которых он уже отсидел.
Между тем маслозавод вместе с его обязательствами в 2014 году приобрела группа компаний “Белес”, и в настоящее время, по заверению управления предпринимательства, там уже завершились очередные пусконаладочные работы и даже якобы начался выпуск продукции. Правда, где эту продукцию можно приобрести или хотя бы увидеть, не сообщили.
Проект по строительству откормочного комплекса ТОО “Кроун Батыс” стоимостью
3,5 млрд. тенге был запущен в 2010 году, получив финансовую поддержку по линии “КазАгро”. Сюда, как и на маслозавод, было организовано несколько пресс-туров и экскурсий высоких делегаций. Предприятие закупило на откорм около 2000 бычков и буренок, процесс шел по самым современным технологиям - животных кормили пшеницей пятого класса. Гендиректор предприятия Евгений АЛИЕВ делился с журналистами и администрацией области планами на будущее - собирался производить диковинную в то время в Казахстане мраморную говядину.
Однако и этим грандиозным замыслам не суждено было сбыться. Официальная формулировка сегодняшнего положения компании звучит так: “Ввиду недостаточности оборотных средств предприятие в течение последних лет работало на низкой нагрузке. На сегодняшний день простаивает”. В реальности же за этим кроется очередной финансовый скандал.
В 2012 году финполиция региона инициировала в отношении руководителя ТОО “Кроун Батыс” Евгения Алиева уголовное дело по подозрению в незаконном получении госсубсидий на реализацию говядины, произведенной на откормкомплексе. Согласно материалам дела сумма ущерба бюджету превысила 53 млн. тенге: 13,8 млн. из них бизнесмен якобы получил за мясо, которое поставлял в Россию, а 40 “лимонов” - за завышенные объемы говядины, продававшейся в Уральске. Несмотря на то что Алиев не признал своей вины, в ноябре 2013 года суд Уральска приговорил его к трем годам лишения свободы с конфискацией имущества. Через полгода меру наказания изменили на два года условно.
А предприятие, в свое время заявленное как одно из самых масштабных в сфере мясопереработки не только в Западном Казахстане, но и во всей республике, реанимировать пока не удалось. Огромный комплекс с современным оборудованием стоит без дела. Как памятник в назидание потомкам: так жить и работать нельзя!
Злата УДОВИЧЕНКО, фото Рауля УПОРОВА, Уральск