2254

Даурен АБАЕВ, глава МИК: Мы к вашим услугам!

Вице-спикер мажилиса Владимир БОЖКО по-отечески посоветовал главе Мининформации и коммуникаций (МИК) Даурену АБАЕВУ (на снимке) не стесняться, а, так сказать, задействовать административный ресурс и во всеуслышание похвастаться результатами работы своего ведомства. Доброму совету опытного руководителя министр внял и рассказал вчера на правительственном часе в нижней палате парламента о том, как в стране планомерно повышается качество оказания государственных услуг.

Владимир Карпович очень недоволен тем, о чем пишут и вещают сегодня средства массовой информации.
- Мы о хорошем говорим мало! У нас временами - кто за кого замуж вышел, кто с кем разошелся. Устаешь читать просто, залезают в семейную жизнь! А вот о хороших делах - что делается у нас по росту государственных услуг, повышению качества, что гражданин стал меньше ходить по коридорам и получать инфаркты - мы как-то молчим! - как всегда был красноречив Божко и обратился к Даурену Абаеву с наставлением:
- Товарищ министр, у вас все карты в руках - и газеты, и электронное правительство. Так что не стесняйтесь - говорите о своей работе громко!
Как стало ясно из выступления главы МИК, сегодня одна из основных задач ведомства - сделать государственные услуги максимально доступными и эффективными, без проволочек и бюрократии. Первые результаты соответствующей работы ощутят на себе молодые родители, которым больше не придется бегать по центрам обслуживания населения (ЦОН) для получения свидетельства о рождении ребенка и постановки его в очередь в детский сад.
- После рождения ребенка его родителям автоматически будут поступать смс-уведомления с предложениями указать ФИО ребенка для получения свидетельства о рождении, номер счета - для оформления пособий и адресные данные для постановки в очередь в детский сад. Заявителю будет необходимо только забрать результат государственной услуги в госкорпорации (“Правительство для граждан”. - Л. Т.) или заказать доставку результата услуги на дом. Данный принцип планируется внедрить в сфере и пенсионного обеспечения, - сообщил Абаев.
Наряду с этим получит развитие так называемый проактивный принцип оказания госуслуг, то есть полностью в электронном формате без обязательного посещения ЦОНа.
Появятся и digital-ЦОНы, где не будет операторов, а все госуслуги гражданин будет получать в автоматическом режиме. По словам министра, в таких digital-ЦОНах граждане будут самостоятельно подавать электронные заявки с пунктов общественного доступа, секторов самообслуживания и планшетов на специальных стендах павильона госкорпорации “Правительство для граждан”. Мининформации планирует также расставить в городах страны кабинки для обслуживания населения. В этих кабинках гражданин нажимает на кнопку - и ему отвечает свободный оператор, который проконсультирует человека онлайн по видео-конференц-связи. Как объяснил Даурен Абаев, этот проект придумали для борьбы с очередями в ЦОНах, особенно в Астане, где нагрузка гораздо выше, чем, к примеру, в Жезказгане. Так вот, жителя столицы в кабинке сможет проконсультировать специалист из любого другого города.
Благоприятный тон правчаса слегка нарушила мажилис­вумен Снежанна ИМАШЕВА, напомнив об инциденте с сотрудниками алматинского ЦОНа, допустившими утечку персональных данных одной казахстанки. Депутат спросила министра, какие меры будут приняты, чтобы впредь не допустить несанкционированного получения персональных данных сотрудниками ЦОНов.
Как отметил Абаев, чаще всего в ЦОНы граждане обращаются, чтобы получить пять видов справок: адресную, об отсутствии недвижимости, о зарегистрированных правах, пенсионных отчислениях и об отсутствии/наличии судимости. МИК планирует разработать механизм, чтобы соответствующую информацию с персональными данными смогли запрашивать на веб-портале “Электронного правительства” третьи лица. Но обязательным условием будет получение смс-уведомления и разрешение гражданина на получение третьим лицом такой справки.
- То есть мы хотим, чтобы гос­органы получали справки непосредственно из базы данных по запросу. То есть участия людей, хождений (посредников, представителей и т. д. - Л. Б.) не будет. Это объединение информационных систем. Разрабатываем алгоритм, чтобы третьи лица могли получить с разрешения самого человека данные по нему, - пояснил Абаев.
Он также сообщил, что после инцидента с алматинским ЦОНом в Мининформ поступило порядка 60 жалоб на сотрудников центров обслуживания населения, якобы незаконно получивших их данные. Однако, по словам министра, после проверки информация о нарушениях не подтвердилась.
- То есть люди просто забыли, что обращались и получали справку. Они видели в своем личном кабинете, что кто-то три месяца назад получал справку, и говорят, что не заказывали ее. Но благодаря заявлениям, видеокамерам мы все это выясняем, - сообщил Абаев.
А мажилисмен Шаймардан НУРУМОВ поднял вопрос о предстоящем декларировании доходов. Он напомнил, какой в начале 2017 года в ЦОНах был ажиотаж из-за введения временной регистрации граждан.
- В рамках всеобщего декларирования наверняка обращений будет еще больше. Вы планируете прием граждан осуществлять только в электронной форме? Кроме того, всегда есть контингент граждан, которые затрудняются заполнить электронные формы. Каким образом будут предоставляться госуслуги таким гражданам? - спросил депутат у вице-министра финансов Руслана БЕКЕТАЕВА.
- Понимая всю эту проблематику, Министерством финансов было предложено сдвинуть сроки всеобщего декларирования до 2021 года, когда будут приниматься декларации за 2020 год. Форма, которую должны будут заполнять граждане, будет проще, чем нынешняя. Также будет и бумажная форма, которой может воспользоваться любой желающий, - сообщил Бекетаев.
Между тем мажилисмен Нуртай САБИЛЬЯНОВ заявил, что почти половина государственных услуг в Казахстане оказывается в бумажном формате. По его данным, среди консерваторов, которые никак не могут уйти от бумажного формата работы, - Министерство здравоохранения, Минсельхоз и МВД, то есть ведомства, чьи госуслуги наиболее востребованы населением. Сабильянов также обратил внимание на то, что из-за отсутствия интегрированности информационных систем граждане вынуждены бегать за кучей справок и документов.
В свою очередь депутат Майра АЙСИНА поведала о нелегкой доле сотрудников ЦОНов. Она подчеркнула, что их должностной оклад составляет всего 75 тысяч тенге, и он не пересматривался с 2012 года.
- Что совершенно неадекватно колоссальной психологической нагрузке: рабочий день до 20.00, включая субботу! Требования к уровню знаний и компетенции специалистов растет ежедневно пропорционально оказываемым услугам, - заявила она.
В ответ Даурен Абаев сообщил, что уже в следующем году из бюджета будут выделены дополнительные средства на повышение зарплаты сотрудников ЦОНов и государственной корпорации “Правительство для граждан”. Правда, на сколько именно вырастет их жалованье, министр не уточнил, объяснив это тем, что этот вопрос еще обсуждается.
К слову, ЦОНы приносят неплохую прибыль госбюджету. Так, по информации Владимира Божко, за последние три года МВД через спецЦОНы продало 15 760 комплектов так называемых привлекательных госномеров для автомобилей и заработало на этом 5,5 млрд. тенге.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото с интернет-ресурсов, Астана

А тем временем

В Центре обслуживания населения Актюбинской области скончался пенсионер.

- В 14.52 пожилой человек получил талон, а в 14.58 был приглашен для обслуживания. То есть своей очереди он ожидал менее шести минут. Пока он шел к менеджеру, ему стало плохо, он упал и скончался, - проинформировала вчера замдиректора регионального ЦОНа Самал НУГМАНОВА.
В настоящее время на месте работают криминалисты.
КазТАГ

Поделиться
Класснуть