3220

“КазМунайГаз”: дефицита дизтоплива не будет уже через неделю

Сегодня в Астане будут отгружены потребителям первые 4000 тонн дизельного топлива, закупленные АО “НК “КазМунайГаз” в России для того, чтобы восполнить недостающие объемы солярки, которые не были произведены в результате поломки установки по производству водорода на Павлодарском нефтехимическом заводе. Всего же в России планируется закупить около 90 тысяч тонн летнего дизтоплива, которое “КазМунайГаз” будет продавать в Казахстане по сложившейся рыночной цене 157 тенге за литр. Из-за того, что в России цены на порядок выше, нацкомпания понесет значительные убытки.

Вчера исполняющий обязанности исполнительного вице-президента АО “НК “КазМунайГаз” по переработке, маркетингу и транспортировке Данияр ТИЕСОВ рассказал в подробностях, как была повреждена уникальная деталь в установке по производству водорода, необходимого для получения дизтоплива, на ПНХЗ.
- 20 октября этого года на установке по производству водорода ПНХЗ проводились сварные работы, они не входили в объем модернизации завода, это был плановый предупредительный ремонт, - пояснил Данияр Тиесов. - На детали, где велась сварка, специальная сталь, и для проведения работ требуются специальная квалификация сварщиков, специальное оборудование и специальная подготовка перед сваркой. Но местный сварщик из бывшего ремонтно-монтажного управления ПНХЗ, которое было выведено на аутсорсинг, провел эти работы без подготовки и с нарушением технологии. Он, конечно, хотел как лучше, а в результате на уникальной детали появились трещины. Процессы на этой установке проходят при высоких температурах и давлениях, поэтому необходима полная герметичность. Что произошло дальше? Испугались. Никому ничего не сказали. Попытались собственными силами починить. Изготовили в местной мастерской хомут, попытались его надеть, в результате - еще больше усугубили проблему. И вместо того чтобы производить в сутки 4-4,5 тысячи тонн, ПНХЗ производит 600 тонн и планирует довести это количество до тысячи.

По словам представителя нацкомпании, только 30 октября вся информация пришла в “КазМунайГаз”.
- Мы потеряли десять дней, - с сожалением констатирует Данияр Тиесов. - Во-первых, не надо было туда лезть, во-вторых, надо было идти туда подготовленными и, в-третьих, надо было своевременно об этом сообщить. Получив 30 октября эту информацию, 1 ноября утром я уже был у министра (энергетики Каната БОЗУМБАЕВА. - О. В.) с докладом, и мы незамедлительно начали отрабатывать вопросы заключения контрактов с российскими компаниями по завозу с российских заводов необходимого количества дизельного топлива. Были уволены главный механик завода и технический директор, которые своевременно не запланировали и не подготовили все работы. Гендиректор ПНХЗ Шухрат ДАНБАЙ ушел по собственному желанию. По моему увольнению вопрос стоит и всегда будет стоять. Если мы что-то не исполняем - это наша ответственность, и мы должны быть готовы к такому повороту событий.
Вместе с тем исполняющий обязанности исполнительного вице-президента АО “НК “КазМунайГаз” считает, что в ситуации виноват не системный сбой, а обыкновенный человеческий фактор.
- Деталь, которую сварщик испортил, изготавливается штучно на ограниченном количестве заводов в мире. Это уникальная технология и уникальное производство. Мы пробовали ее починить. Пригласили иностранных экспертов, провели рентгеноскопию, тщательное обследование, позвали специальную бригаду сварщиков из Малайзии, которая ездит по всему миру и выполняет такие операции. Они пробовали варить при низких температурах - при 120 градусах. Не сваривалось. Пробовали при 500 градусах - тоже не получилось. Следующим шагом планировали варить при температуре 1000 градусов, но когда предварительно сделали разрез и посмотрели, трещины уже ушли внутрь тела детали, то есть она невосстанавливаемая. Пришлось поблагодарить иностранных коллег, и они уехали домой. В результате сейчас заказали деталь в Великобритании и оплатили за нее 425 тысяч евро. 6 декабря она будет изготовлена, незамедлительно авиационным транспортом переброшена в Павлодар. После этого понадобится 10 дней, чтобы ее установить, еще от трех до пяти дней - чтобы запустить установку по производству водорода, набрать его необходимое количество и приступить к пусковым операциям на установке по гидроочистке дизельного топлива. Ориентировочный ее пуск - конец декабря. Завод сейчас работает день и ночь. Люди очень сильно переживают.
При этом, подчеркнул Данияр Тиесов, модернизация ПНХЗ закончена, бензин экологического класса К4 завод дает в запланированном объеме. Первые 163 тонны бензина АИ-92 были отгружены 11 ноября в адрес получателей на железнодорожную станцию Алматы II.
- Начали с Алматы, потому что там экологическая ситуация сильно зависит от работы автомобильного транспорта, - пояснил собеседник.
Как отмечается в пресс-релизе АО “НК “КазМунайГаз”, качество топлива было подтверждено Дек­ларацией о соответствии Таможенного союза, выданной Нацио­нальным центром экспертизы и сертификации, и Паспортом продукта на автомобильный бензин АИ-92-К4 от аккредитованной лаборатории ТОО “ПНХЗ”.
Выпуск первой партии нового продукта на павлодарском заводе является результатом достижения основной цели проекта “Реконструкция и модернизация ТОО “ПНХЗ” - улучшения качества моторных топлив до экологических классов К4 и К5 в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза.
С запуском новых проектных мощностей и установок, построенных в рамках проекта модернизации завода, производство высокооктановых бензинов увеличится с 1081 тыс. тонн до 1492 тыс. тонн в год (в 1,4 раза). Кроме того, будет обеспечено производство авиатоп­лива международного стандарта Jet A1.
- Авиакеросин недостаточно просто произвести, там длительная процедура сертификации, что связано с безопасностью полетов, - пояснил Данияр Тиесов. - Поэтому по авиакеросину мы полностью перекроем рынок в 2019 году.
Представитель нацкомпании также заверил, что Атырауский нефтеперерабатывающий завод начинает пусковые операции в декабре.
- Там пуск намного сложнее, чем на ПНХЗ, потому что у них 12 новых технологических установок, в том числе установка каталитического крекинга, и был сделан объем работ, в разы превышающий павлодарский, - рассказал Данияр Тиесов. - После его пуска выдадим большое количество бензина и полностью перекроем внутренний рынок высокооктановым бензином. 95-го бензина у нас будет профицит.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора и с сайта ПНХЗ, Павлодар

Поделиться
Класснуть