3625

Следствию покажут! или Как сделать так, чтобы кража соседской курицы не превратилась в госизмену?

Генеральная прокуратура, кажется, снова всерьез взялась за защиту прав граждан! Искоренить незаконные задержания, не брать под стражу за экономические преступления, дать больше прав адвокатам (правда, в последнее верится вообще с трудом на фоне жарких дискуссий об их будущей доле). На такие очередные “беспрецедентные” шаги главный надзорный орган решился, чтобы Казахстан соответствовал уровню стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). О грядущих изменениях в законодательство о правоохранительной деятельности вчера в мажилисе рассказал заместитель генерального прокурора страны Марат АХМЕТЖАНОВ (на снимке).

В Генпрокуратуре, конечно же, прекрасно осведомлены, что частенько органы расследования заводят дело по одному факту, а потом, не найдя доказательств, начинают искать против подозреваемого другие зацепки, лишь бы его посадить. Ведь за незаконное задержание и арест надо отвечать. Такую порочную практику, как всегда, красноречиво живописал вчера вице-спикер мажилиса Владимир БОЖКО:
- Начинаем дело по обвинению в государственной измене, а кончаем приговором о краже курицы у соседа! Если в ходе расследования дела вскрывается другое дело, все равно правоохранительные органы должны реагировать на них. А то начинают рыть, лишь бы чего-то нарыть. Лишь бы какую-то статью человеку пришить и потом не быть критикуемым. Это беда нашего процесса!
Добавил сочных красок и Марат Ахметжанов. По его словам, зачастую под конец расследования следователи и вовсе забывают, по какой статье его возбуждали, регистрировали и расследовали.
- Это тот принцип, когда говорят: “Была бы статья, а человек найдется”. То есть человек попал в эту орбиту, и “завтра мы найдем на него что-нибудь!” Это нарушение конституционных прав граждан.
Так вот Генпрок теперь чуть ли не клянется, что вводит законодательную норму, повышающую ответственность органа досудебного расследования.
- И вот здесь мы хотим поставить преграду! Если следователь привлек человека по одной статье, но не было доказательств, и потом начинает другие искать и продлевать эти расследования, то он должен отвечать по каждому факту, - заявил Марат Ахметжанов.
А раньше и сейчас что - нет ответственности, следаки и опера действуют исключительно на свой страх и риск, на “авось пронесет”. Но ведь есть уголовные статьи за заведомо ложное преследование, превышение власти, произвол, не говоря уже о пытках и т. д. и т. п.! Наверное, проблема в другом: насколько принципиально надзорный орган следит за таким “баловством” правоохранителей. И вот что еще интересно: до какой степени ее, эту ответственность, можно повышать? Следователи будут “еще сильнее отвечать”, если гражданина незаконно задержат, посадят?
На эти всем известные вопросы попытался ответить замгенпрокурора:
- Сегодня вся система поставлена на то, что если в отношении лица зарегистрировано досудебное расследование, вынесено решение по нереабилитирующим основаниям в ходе расследования либо в суде, то спрос ни с кого не существует. Здесь якобы нет незаконного расследования. Поэтому эта норма будет повышать ответственность органа досудебного расследования, в том числе и прокурора, и здесь мы будем давать всем оценку.
Как говорится, позвольте без комментариев, выводы делайте сами.
Наряду с этим Генпрокуратура, как уже не раз сообщалось, предлагает сократить сроки задержания подозреваемых в нетяжких преступлениях: с 72 до 48 часов в отношении взрослых и до 24 часов в отношении несовершеннолетних. На 72 часа будут задерживать только по подозрению в особо тяжких преступлениях: терроризме, экстремизме, массовых беспорядках, преступлениях, совершенных преступными группами, незаконном обороте наркотиков, преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних, умышленных деяниях, повлекших смерть. Также на 72 часа могут задержать, если подозреваемого физически не успевают доставить в суд для вынесения меры пресечения из-за отдаленности или отсутствия путей сообщения либо при чрезвычайном положении.
- Во главу угла мы ставим права человека. Конечно, 48 часов - это международный стандарт всех развитых стран, и мы должны к этому идти. И, как вам известно, согласно сведениям прокуроров, нарушения прав человека происходят именно в этот период. Поэтому, чтобы избежать неправомерных действий именно на этом этапе, мы планируем совершенствовать путем сокращения срока задержания, - пояснил Ахметжанов.
Проявляет Генпрокуратура снисходительность и к предпринимателям - при подозрении в экономическом преступлении их не будут брать под стражу. Марат Ахметжанов объяснил это стремлением снизить давление на бизнес. К тому же такие преступления не опасны для жизни людей (наконец-то догадались!). Но эта норма не распространяется на рейдерство, подделку денег, контрабанду, финансовые пирамиды и создание и участие в организованных преступных группировках. Новшеством является также запрет на начало расследования при отсутствии акта налоговой проверки, ревизии либо судебного решения о мнимости или притворности сделки.
Одной из ключевых целей законопроекта является повышение состязательности сторон в процессе отправления правосудия. Для этого Генпрок предлагает расширить полномочия адвокатов.
- Сейчас они могут только инициировать экспертизу и выемку и то ждут, пока следователь даст им отказ. Обмен сторон доказательствами нужен, чтобы, не дожидаясь суда, восстановить права человека. У адвокатов также будет право не раскрывать доказательства, которые имеют особое значение для защиты и которые они хотят показать только суду, - пояснил Ахметжанов.
По его же словам, адвокаты якобы смогут через судью застав­лять (!) следователей (!) проводить нужные их подзащитным осмотры, обыски, эксгумации и другие следственные действия. Аж дух захватывает от будущей вседозволенности и разгула законного беспредела наших защитников!.. Вот только верится во все это опять-таки с трудом. А тут еще и сами адвокаты буквально вопят о том, что с принятием нового профильного закона наступит полный конец независимости их статуса и организации - профессиональной коллегии.
Между тем Ахметжанов также рассказал о внедряемом МВД и Министерством финансов проекте цифровизации уголовного процесса. В пилотном режиме проект уже реализуют в Астане и Таразе, где более четырехсот дел ведут в электронном формате. По словам замгенпрокурора, в системе все будет прозрачно, она охватывает весь следственный процесс - от регистрации преступ-
ления до судебного разбирательства, то есть до конца исполнения наказания.
- Подделать доказательства будет невозможно. Все это должно способствовать соблюдению прав человека и позволит исключить ряд организационных моментов (будем называть вещи своими именами: волокиту. - Авт.). Например, при оформлении дела мы тратим трое суток, а сейчас это все будет возможно осуществить за пару часов. Никуда не надо ходить, не будет никаких очередей в приемную прокурора, все будет быстро и, самое главное, на виду. Все необходимые документы можно будет получить, не выходя из кабинета, каждый вход в систему будет регистрироваться, - рассказал Марат Ахметжанов.
Однако прежде чем цифровать уголовный процесс, надо решить проблемы более насущные - элементарно оснастить полицейских компьютерами, заявляют представители органов правопорядка. Что ж, очень даже логично! На заседании, восполь-
зовавшись случаем, замглавы МВД Рашид ЖАКУПОВ пожаловался на слабую техоснащенность полиции. Для полного обеспечения оргтехникой всех подразделений, задействованных в уголовном преследовании, по словам вице-министра, потребуется около 11 млрд. тенге. Но МВД не рассчитывает сразу получить эту сумму, здраво заметил Жакупов.
- Сейчас самое главное - повернуть мышление, что это нужно для общества, а не для удобства следователя. Конечно, здесь будет очень много противников (тех же следаков, оперов. - Авт.), которые не хотят показывать, как они проводят весь уголовный процесс, которые хотят фальсифицировать, укрывать, которые свой непрофессионализм путем фальсификации маскируют. Людей, которые не поддерживают, очень много, но время покажет, что это нужно! - заговорил уже почти лозунгами Марат Ахметжанов.
После заседания в кулуарах он рассказал журналистам еще одну деталь законопроекта. Предусматривается, что граждан, находящихся под следствием, в течение полугода постфактум должны проинформировать о телефонных прослушках:
- Не позднее шести месяцев после принятия решения по конкретному делу участники, в отношении которых применялось негласное следственное действие, будут уведомлены, что в отношении их проводились такие-то мероприятия. Потом у них будет возможность ознакомления. Если есть какие-то претензии, следственный судья должен рассмотреть.
Ведь неотвратимость наказания должна торжествовать!

Лэйла ТАСТАНОВА, Самат АШИМОВ, Астана, фото Лэйлы Тастановой и Владимира ТРЕТЬЯКОВА


Поделиться
Класснуть