22590

Патриот доигрался?

Вчера прокуратура Алматы шокировала общественность сенсационной новостью: по факту убийства бывшего сотрудника таможни Медета ЖАМАШЕВА задержан Талгат МАХАТОВ - тот самый, что известен в определенных кругах как Агент Саныч (он же Бетон)

Добрых пять лет назад, когда “хоргосское дело” только-только набирало обороты, наша газета посвятила этой теме серию публикаций, не исключив, что “легендарный Саныч” играет втемную (см. “Агент Саныч снимает маску”, “Время” от 2.5.2013 г.). Именно г-н Махатов был главным свидетелем обвинения на судебном процессе по самому громкому коррупционному делу современности. Тогда, в июне 2013 года, на скамью подсудимых сели 45 человек.

Среди осужденных тогда фигурировали высокопоставленные сотрудники казахстанской таможни и КНБ: начальник департамента таможенного контроля по Алматинской области полковник Курманбек АРТЫКБАЕВ, начальник департамента КНБ Талгат ЖАКАЕВ, начальник управления этой же спецслужбы Ирлан АБДРАХМАНОВ, замначальника ДКНБ по Акмолинской области Бахытбек КУРМАНАЛИЕВ, а также известные в криминальных кругах контра­бандисты Бахыт ОТАРБАЕВ и Талгат КАЙЫРБАЕВ.
Вкратце напомним: этот коррупционный скандал на таможне “Хоргос” разразился в 2011 году. Сотрудники тогдашней финансовой полиции сообщили об изобличении организованной преступной группировки, специализирующейся на контрабанде китайского товара. По данным финпола, контрабандисты пользовались покровительством сотрудников КНБ Жакаева, Абдрахманова и Курманалиева, которые “помимо прочего устраняли конкурентов ОПС (организованное преступное сообщество. - Ред.), задерживая лиц, занимающихся контрабандой по наводке руководителей преступного сообщества” (цитата из пресс-релиза финполиции).
Следствие длилось почти три года. В итоге 42 фигуранта были арестованы, еще троих отпустили под подписку о невыезде. Уголовное дело насчитывало 1540 томов - абсолютный рекорд следствия. Главное судебное разбирательство также поражало размахом: в нем участвовали четыре прокурора и 35 адвокатов, всего было проведено 162 судебных заседания, на которых выступили многочисленные свидетели, в том числе Агент Саныч.
Лидерами контрабандистского ОПС следствие и суд признали Талгата Кайырбаева и Бахыта Отарбаева: первому инкриминировали организацию и руководство преступным сообществом, экономическую контрабанду, легализацию денег, дачу взятки и в итоге осудили на 16 лет заключения с конфискацией имущества, второму предъявили такие же обвинения, но срок он получил меньший - 13 лет с конфискацией имущества. Их покровителями назвали высокопоставленных сотрудников КНБ - полковников Жакаева, Абдрахманова (оба приговорены к 17 годам каждый) и Курманалиева (получившего на год меньше). Таможенника Курманбека Артыкбаева осудили на 14 лет за финансирование преступного сообщества, экономическую контрабанду, легализацию денежных средств и дачу взятки (недавно в отношении экс-полковника таможни Артыкбаева применили амнистию, сократив неотбытый срок на четверть).
Так вот, главным свидетелем обвинения на “хоргосском процессе” выступал Талгат Махатов. На заседаниях суда, репортажи с которых регулярно публиковались в газете “Время”, он буквально соловьем заливался, повествуя о своей “патриотической миссии”. На заседания суда Махатов приезжал как какой-нибудь олигарх - на элитных автомобилях с вооруженной до зубов охраной. Говорил о том, что чтит прежде всего закон и считает своим долгом изобличать “оборотней в погонах” и контрабандистов: мол, первые пятнают мундир, а вторые обманывают государство, укрывая налоги и устраняя конкурентов силовыми методами при поддержке больших чинов из КНБ.
Справедливости ради отметим: г-ну Махатову верили все - следователи финансовой полиции, раскручивавшие это уголовное дело, прокуроры, поддержавшие обвинение, и, наконец, судья, огласивший приговор. Да и как не верить, если Саныч в мельчайших подробностях рассказывал о своем внедрении в преступную среду - о том, как он, опасаясь быть раскрытым, выполнил свой гражданский долг. О миллиардах, которые ушли мимо казны (на самом деле, в этом громком коррупционном деле нет ни намека на материальный ущерб, а признанные судом потерпевшими представители таможни, КНБ и один предприниматель в своих выступлениях отказались от иска), о том, что бедные коммерсанты буквально дрожали от страха перед бандой Кайырбаева и К0. Себя, не скрывая, Махатов называл агентом финансовой полиции. Изобличал, изобличал и еще раз изобличал…
Об одном забыл (или не захотел) сказать Саныч: сразу же после возбуждения “хоргосского дела” в Алматы случилась череда суицидов и убийств. 19 января 2012 года, не выдержав психологического давления, покончил с собой таможенник поста “Калжат” Нурбулат ГАБДУЛЛИН. Погиб бывший начальник таможенного поста “Хоргос” Ерлан АБДРАХМАНОВ. А 6 июня 2012 года недалеко от своего дома в южной столице был сильно избит и в результате скончался от ран таможенник Медет Жамашев. Тогда найти по горячим следам подозреваемых в его убийстве не удалось - в этом преступлении в конце концов обвинили “неустановленных лиц”, и дело о гибели офицера таможни, что называется, повисло. Позже в камере алматинского СИЗО жестоко избили бывшего начальника таможенного поста “Алатау - ЦТО” Михаила ВОЙТОВИЧА - требовали, чтобы он слил своих бастыков. В результате Войтович умер в колонии для бывших сотрудников правоохранительных органов в поселке Жангиз-Тобе в Восточном Казахстане.
И вот теперь выясняется: патриот страны, бесценный агент финансовой полиции Талгат Махатов как минимум причастен к убийству Жамашева. По данным прокуратуры Алматы, “в производстве межведомственной следственно-оперативной группы находится уголовное дело по факту убийства бывшего сотрудника таможни М.К. Жамашева, имевшего место 6 июня 2012 года на территории Алматы. 2 июля 2017 года по подозрению в совершении данного преступления задержан ряд лиц, в том числе Т.Б. Махатов, проходивший свидетелем обвинения по “хоргосскому делу”.
Следствие по этому убийству еще продолжается, но его итог обещает быть не менее громким, чем само “хоргосское дело”. Если “дело Жамашева” дойдет до суда (а наши источники в силовых структурах в этом абсолютно убеждены), то будет очень интересно послушать новую версию от Талгата Махатова (он же Саныч, он же Бетон).
Словом, лето обещает быть жарким. Во всех смыслах этого слова.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото с сайта tengrinews.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть