Сложил крылья
Экс-глава КГА - газете “Время”: “Я вывел авиацию из черного списка. Дальше пусть другие работают”
В гражданской авиации Казахстана завершилась целая эпоха: вчера министр по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕК сообщил о добровольной отставке главы КГА Бекена СЕЙДАХМЕТОВА (на снимке). В кресло председателя этого комитета он сел в далеком 2011 году и был одним из самых критикуемых руководителей такого уровня в стране. В последнее время претензий к гражданской авиации становилось все больше, а самого Бекена Канеловича все чаще стали приглашать в правоохранительные органы для дачи показаний по разным уголовным делам. Так чем же запомнится господин Сейдахметов, какую пользу принес отрасли? Об этом корреспондент “Времени” поговорил с экспертами гражданской авиации.
“Комитет гражданской авиации оказался слишком глубоко...”
За последние годы гражданская авиация не сделала шаг вперед - именно так считает бывший председатель КГА Серик БОРАНБАЕВ (на снимке). И связано это в первую очередь с отношением к отрасли.
- Оценивать действия Бекена Сейдахметова мне сложно, поскольку я с ним вместе не работал. Чем он руководствовался, принимая решения, не знаю, - говорит Серик Боранбаев. - Со стороны казалось, что ошибок КГА совершает много. Возможно, это было связано с тем, что Сейдахметов человек не авиационный - он не летчик, не диспетчер, не инженер. Он по образованию финансист, какие-то моменты мог просто не знать. Также складывалось впечатление, что часть решений он принимал не сам, а кто-то делал это за него. Еще говорят, что он часто самоустранялся от принятия решений, чтобы не брать ответственность, и тогда уже его подчиненные определяли, как лучше поступить. Опять же, это может быть связано с нехваткой знаний.
- Если оценивать глобально, сделала ли гражданская авиация эпохи Сейдахметова шаг вперед?
- Я лично особых шагов вперед в гражданской авиации за эти годы не увидел. Авиакомпаний в Казахстане стало меньше, к нам стали реже летать. Не знаю, с чем это связано, но именно за этот участок отвечает комитет гражданской авиации.
Что еще? Скандалов многовато стало в авиации: то самолеты куда-то улетят, то вертолеты странные прилетят. Я в эти истории не вдавался, но тут либо чья-то глупость, либо корысть…
- Как думаете, есть ли руководитель, который смог бы вывести гражданскую авиацию Казахстана на новый уровень?
- Мне кажется, тут нужно не персоналии рассматривать, а ситуацию в отрасли. Сейчас КГА - часть Министерства по инвестициям и развитию. Раньше хотя бы было Министерство транспорта и коммуникаций, и было понятно, к кому КГА относится. А сейчас в составе министерства так много разных подразделений, разных направлений работы, что КГА остается где-то очень глубоко в этой структуре, даже слишком глубоко. А если еще и руководит КГА далекий от авиации человек, то отрасль от этого точно не выигрывает. Поэтому для начала надо дать больше полномочий уполномоченному органу, поднять его статус, а уже потом смотреть, кто его может возглавить.
“У поваров есть классификация, а у летчиков нет!”
Бекен Сейдахметов занимал не свое место, в этом убежден другой ветеран отрасли Шмидт САБИРОВ (на снимке). Бывший председатель профсоюза авиационных работников, отдавший профессии 60 лет, весьма огорчен положением дел в авиации.
- Какую оценку вы бы поставили Бекену Сейдахметову за то время, что он руководил КГА?
- Двойку!
- Почему?
- Потому что человек был не на своем месте. Он же бухгалтер - не летчик или хотя бы работник наземных служб. В авиации мелочей нет - руководитель такого уровня должен все знать, для этого нужно пройти все ступени профессии. В Казахстане, а еще раньше в Казахской ССР гражданской авиацией руководили летчики с огромным опытом - те, кто не только взлетал и садился на самолетах и вертолетах, но и мог собственноручно собрать и разобрать каждый аппарат. Поэтому когда назначили Сейдахметова, мы, ветераны гражданской авиации, были весьма удивлены. В итоге он ничем и не запомнился - одни многочисленные скандалы в отрасли, какие-то негативные события постоянно происходят. Но самое неприятное заключается в том, что именно за последние годы летчиков превратили черт знает в кого, убрали классификацию пилотов, оставили только “расчет”: первый пилот - второй пилот. Раньше летчики стремились получить первый класс - это было предметом гордости, уважения коллег. Сейчас, извините, у поваров есть классы, у водителей есть категории, а у летчиков нет. И это ведь именно при Сейдахметове сделали... За всю нашу профессию обидно!
- Вы долгое время возглавляли профсоюз авиационных работников. Как ваша организация взаимодействовала с КГА?
- Это тоже наша боль - профсоюза-то уже фактически нет. Я помню, приводил к Сейдахметову ДЕНИСОВА (Владимир, руководитель авиакомпании “СКАТ”. - М. К.), чтобы мы вместе его уговорили создать профсоюз в “СКАТе”. Но поддержки не получил. С Володей-то понятно: ему как руководителю компании сильный профсоюз не нужен. Но профильный комитет должен же быть заинтересован в том, чтобы права авиационных работников были защищены! Посмотрите, как это происходит в Европе: профсоюз “Люфтганзы” или КЛМ бьется за каждого сотрудника, за общее дело. Не идет компания на уступки - извините, мы вынуждены бастовать. В Казахстане же за свои права борются единицы.
- При этом сам Бекен Канелович считает своим главным достижением вывод казахстанских авиакомпаний из черного списка Европы. Действительно, разве за это не стоит его похвалить?
- Наши компании в этом списке сидели семь лет. Великая Отечественная война меньше времени заняла, а тут за такой срок убрали все замечания и называют это “достижением”! Мне кажется, этот вопрос можно было решить гораздо быстрее.
“Поставленную задачу
я выполнил”
Удалось нам связаться и с самим Бекеном Сейдахметовым, который прокомментировал нашей газете свое увольнение.
- Бекен Канелович, сегодня прошла информация о вашем увольнении из комитета гражданской авиации. В чем причина вашей отставки?
- Причина проста - в связи с переходом на другую работу.
- Вы сами решили уйти?
- Да, на днях мой вопрос будет решен. Ждал постановления правительства.
- Новая работа будет связана с авиацией?
- Скажем так: я останусь в транспорте.
- Как бы вы оценили период своей работы в КГА: чем довольны, где могли добиться лучшего результата, может быть, избежать каких-то ошибок?
- Ну что я себе буду оценку давать? Пусть эксперты оценивают. Мне была поставлена задача вывести Казахстан из черного списка. Я эту задачу выполнил. Дальше пусть другие люди работают - выполняют другие планы.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира Третьякова, Романа Егорова и с интернет-ресурсов, Алматы
P.S. По нашей информации, новым рулевым гражданской авиации станет Талгат ЛАСТАЕВ, проработавший заместителем председателя КГА последние семь лет.