У кого забрали - тем и отдали
Топ-менеджеры Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) вновь подверглись критике. Председатель президиума НПП “Атамекен” Тимур КУЛИБАЕВ (на снимке) заявил,что после передачи всех пенсионных накоплений граждан в единый “котел” принципиально ничего не изменилось - активами как не умели эффективно распоряжаться, так и не умеют.
Впрочем, говорил он не только об этом.
Перспективы развития казахстанского предпринимательства обсудили вчера на расширенном заседании фракции партии “Нур Отан” в мажилисе.
Говоря о нелегких буднях казахстанских бизнесменов, Тимур Кулибаев затронул тему отечественной пенсионной системы:
- Пенсионные ресурсы во всех странах - источник долгосрочных инвестиций через фондовый рынок, через другие инструменты. Одним из факторов в пользу создания накопительной пенсионной системы было то, что это ресурс для расширенного воспроизводства, для инвестиций.
Он напомнил, что все накопления были переданы в Единый пенсионный государственный фонд, так как были проблемы с управляющими компаниями.
- И что мы видим теперь? - продолжил Кулибаев. - Собрали все в ЕНПФ. Было обоснование, что коммерческие банки не могут управлять там, балуются… И куда эти деньги разместили? Два инструмента: государственный долг и депозиты коммерческих банков. То есть у кого забрали, опять тем и отдали на управление! Только вместо длинных денег отдали уже на депозиты, на краткосрочное финансирование, - заметил глава “Атамекена”.
Но при управлении пенсионными накоплениями управкомпании нарушали законодательство, что, по мнению Тимура Кулибаева, свидетельствует о слабом надзоре со стороны Национального банка.
- Были такие факты. Но вообще это говорит о слабости надзора. То есть когда Национальный банк вел надзор, они должны были с этими управляющими компаниями работать! - подытожил Кулибаев.
Кроме того, он посетовал на нестабильность казахстанского законодательства, что подрывает доверие со стороны инвесторов:
- Сегодня мы всех призываем к инвестиционной деятельности. Но инвестиционную деятельность невозможно просчитать, если ты не понимаешь, как будет работать Налоговый кодекс, Экологический кодекс, Таможенный кодекс. В КоАП за последние три года внесено 500 изменений, в Налоговый кодекс за девять лет - 2,5 тысячи изменений, в Экологический кодекс - 500 изменений. Понятно, что в таких условиях планировать долгосрочные инвестиции практически невозможно.
Одними из основных проблем бизнесменов он назвал дорогие кредиты и недоступность финансирования.
- Глава государства сказал, что центральный банк отвечает в том числе и за экономический рост в стране. Это говорит о том, что экономический рост невозможен без расширенного финансирования инвестиций. Здесь и образуется узкое горлышко для бизнеса, - отметил Кулибаев.
В свою очередь заместитель председателя президиума НПП “Атамекен” Нуржан АЛЬТАЕВ рассказал о проблемах в сфере госзакупок.
- Площадка “Самрук-Казыны” и всех ее дочерних предприятий, площадка государственных закупок, недропользователей - все идут вразнобой, единого подхода в этих закупках пока нет, - заявил Альтаев. - Недавно был принят хороший инструмент, который как раз должен был в рамках ВТО защищать наших отечественных товаропроизводителей - предквалификационный отбор. Но как теперь это используется? Сейчас каждая национальная компания имеет свой предквалификационный отбор.
В итоге это, как пояснил Альтаев, привело к тому, что все нацкомпании, госорганы проверяют предпринимателей каждый по своим правилам.
- Каждый раз ему (участнику конкурса по закупкам. - Л. Т.) нужно будет доказывать, на что он способен, что он отечественный товаропроизводитель. Мы считаем это неправильным. Нужен единый подход, должен быть один реестр, единая система проверки этих предприятий, - полагает Нуржан Альтаев.
Спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН (на снимке) поддержал Альтаева и предложил ввести для предприятий квазигосударственного сектора такую же ответственность за нарушение закона о госзакупах, как и для госорганов. Наряду с этим спикер сделал предположение о том, что может подкосить бизнес. Господдержка, по его словам, должна способствовать развитию отечественного производства и повышению доли местного содержания. Но!
- Бывает и так, что в результате подобного вмешательства у нас может иметь место бизнес, который может существовать только в так называемых тепличных условиях госзаказа и господрядов, лишившись которых в будущем можно быстро потерять конкурентоспособность, - считает Нигматулин.
Выразил он свое мнение и о чиновниках, лоббирующих интересы некоторых бизнесменов.
- Не секрет, что порой, к сожалению, государственное регулирование приводит и к нежелательным явлениям. У нас бывают случаи, когда нерадивые чиновники используют государственную поддержку бизнеса в личных целях. Есть случаи, когда оказывают преференции, лоббируют те или иные фирмы, что является прямым проявлением коррупции. Поэтому надо не столько оказывать прямую поддержку бизнесу, сколько общими усилиями создавать благоприятные условия для его развития. Тогда господдержка будет эффективна, а бизнес - конкурентоспособен, - заключил спикер мажилиса.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта palata.kz, Астана