2701

Мы ждём перемен

В новой редакции Основного закона страны закреплена особая роль Елбасы в становлении и развитии казахстанской государственности

В понедельник парламент на совместном заседании палат принял во втором, окончательном чтении законопроект о внесении изменений в Конституцию. В 19 статей Основного закона страны внесено 26 поправок. 

Все минувшие выходные совместная комиссия мажилиса и сената работала над законопроектом исторической важности. Ведь речь идет о перераспределении полномочий между ветвями власти, усилении роли парламента и правительства. Тридцать пять своих полномочий глава государства передает законодательной и исполнительной ветвям власти (см. сравнительную таблицу внизу).
Как сообщил председатель совместной комиссии палат, депутат мажилиса Нурлан АБДИРОВ (на снимке), было принято итоговое решение внести на рассмотрение совместного заседания палат парламента еще десять поправок, большинство из которых депутаты огласили 3 марта в ходе обсуждения законопроекта в первом чтении. Так, в пункте 2 статьи 91 Конституции парламентарии предложили закрепить выдающийся вклад президента в строительство государства. “Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные основателем независимого Казахстана, первым президентом Республики Казахстан - Елбасы, и его статус являются неизменными”, - гласит новый пункт статьи Конституции.
- Двадцать пять лет истории независимого Казахстана подтверждают глубокую продуманность и правомерность всех выдвинутых президентом страны идей и принципов, которые создали проч­ный фундамент для формирования политически стабильного и экономически процветающего государства. Ведущая роль Елбасы - Нурсултана
Абишевича НАЗАРБАЕВА, его инициативы обеспечили становление и развитие казахстанской государственности, - подчеркнул Нурлан Абдиров.
Депутатская группа Ассамблеи народа Казахстана предложила закрепить в качестве конституционной ценности межконфессиональное согласие. В пункт 2 статьи 39 Конституции внесено положение о том, что признаются неконституционными любые действия, способные нарушить наряду с межнациональным также и межконфессиональное согласие.
К исключительному ведению сената совместная комиссия палат парламента предложила отнести избрание сроком на пять лет и освобождение от должности уполномоченного по правам человека в Республике Казах­стан по представлению президента.
- Конституционное закрепление института уполномоченного по правам человека станет очередным важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина, а также означает признание на высшем государственном уровне приоритета прав человека и гражданина, закрепленного статьей 1 Основного закона страны, - прокомментировал это положение Нурлан Абдиров.
В пункт 2 статьи 41 внесено требование для кандидатов в президенты страны иметь высшее образование. Это, заметил Абдиров, соответствует установленному в статье 40 Конституции статусу президента как высшего должностного лица государства. При этом дополнительные требования к кандидатам в президенты могут быть введены конституционным законом.
Парламентарии сочли необходимым сохранить за президентом прерогативу назначать министра внутренних дел.
Пункт 3 статьи 4 Конституции совместная комиссия предложила изложить в следующей редакции: “Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритеты перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики”.
- Конституция и законодательство Республики Казахстан определяют приоритет международных договоров, ратифицированных республикой, перед законами, и в то же время порядок их денонсации регулируется национальным законодательством. В этой связи была предложена данная поправка, принятая совместной комиссией, которая к тому же усиливает самостоятельность государства, - подчеркнул в связи с этим Нурлан Абдиров.
В пункте 2 статьи 10 Конституции закрепляется норма, согласно которой лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам республики.
В главном законе страны зафиксирован статус международного финансового центра “Астана”, его деятельность регулируется конституционным законом. Об этом теперь гласит пункт 3-1 статьи 2 Конституции.
Претерпела изменение и статья 74 Основного закона. В ее новой редакции усилены конституционные права и свободы граждан: “Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению”. В этой связи в подпункте 10-1 статьи 44 предусмотрено полномочие президента направить в Конституционный совет обращение о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции республики.
На совместном заседании палат в ходе обсуждения законопроекта еще в первом чтении особый интерес вызвало предложение отразить имя главы государства в названии столицы. Однако, как сообщил журналистам в кулуарах мажилиса Нурлан Абдиров, этот вопрос совместная комиссия не обсуждала.
- Депутаты обеих палат на торжественном заседании (по случаю 25-летия независимости страны. - Л.Т.) приняли памятную декларацию, и в этой декларации прозвучало мнение депутатов о том, что это надо сделать (переименовать столицу в честь Назарбаева. - Л. Т.). Но комиссия такого письменного предложения не получала. Переименования не входят в компетенцию парламента, эти вопросы рассматривает маслихат. Лично мое мнение: это (переименование Астаны в честь президента. - Л. Т.) достойно, но это будет решено тогда, когда вопрос созреет, - заключил г-н Абдиров.
Завершая совместное заседание, спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН отметил:
- Конституционная реформа - это прежде всего дальнейшее развитие демократии, укрепление основ народовластия, повышение ответственности парламента и правительства при сохранении сильной президентской власти.
Вчера глава государства направил принятый и представленный ему на подпись закон в Конституционный совет. Сделано это, как сообщила пресс-служба Акорды, “для рассмотрения указанного закона на предмет его соответствия установленным Конституцией ценностям, основополагающим принципам деятельности и форме правления государства”.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото с интернет-ресурсов, Астана

Сравнительная таблица к законопроекту «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»

Здесь можно скачать таблицу.

Поделиться
Класснуть