8254

Деньги из воздуха

Невиданное дело: четыре крупнейшие авиакомпании страны, злейшие конкуренты в сфере пассажирских перевозок, объединились перед лицом общей угрозы. Air Astana, SCAT, Bek Air и Qazaq Air написали коллективную жалобу сразу трем адресатам: министру по инвестициям и развитию Женису КАСЫМБЕКУ, его коллеге из Минфина Бахыту СУЛТАНОВУ и главе Министерства нацэкономики Тимуру СУЛЕЙМЕНОВУ. Авиаперевозчики в один голос требуют прекратить произвол со стороны таможенных органов. С лета прошлого года все авиакомпании заставляют растаможивать запчасти к самолетам, хотя согласно международным договоренностям в рамках Евразийского экономического союза они освобождены от этих пошлин. А ведь дополнительные расходы, что неудивительно, в итоге могут повлиять на повышение стоимости билетов…

Еще в июле 2011 года специально созданная комиссия Таможенного союза приняла решение под номером 728 “О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза”. В перечне этих товаров фигурировали и запасные части для гражданских пассажирских самолетов: двигатели и оборудование, необходимое для ремонта и обслуживания авиалайнеров. Руководствуясь этим документом, казахстанские авиакомпании на протяжении последних пяти лет спокойно растаможивали предназначенные для самолетов комплектующие. Однако летом прошлого года алматинские таможенники почему-то начали требовать от авиаторов уплаты пошлины за все ввозимые запчасти в размере 15-20 процентов от стоимости товара. А в авиации, как известно, все цены в долларах и евро. Причем некоторые виды оборудования стоят сотни тысяч, а то и миллионы у. е.!
Поначалу каждая авиакомпания постаралась урегулировать конфликт самостоятельно. В частности, Air Astana обратилась с официальным запросом в комитет гражданской авиации (КГА) Мининвестразвития с просьбой подтвердить или опровергнуть, считаются ли запчастями фурнитура, сантехника, электрическая аппаратура - в общем, все то, что установлено внутри самолета. КГА представил национальному перевозчику официальный ответ за подписью председателя комитета Бекена СЕЙДАХМЕТОВА, где черным по белому указано: если запасные части внесены в разработанный производителем самолета каталог и имеют присвоенный чертежный номер, то их нужно рассматривать как неотъемлемую часть конструкции воздушного судна. Проще говоря, раковина, установленная в санузле, - запчасть самолета, и, соответственно, при ее ввозе авиа­компания освобождается от уплаты пошлины.
Однако ответ Сейдахметова таможенные органы всерьез не восприняли. После чего и появилось коллективное письмо, которое подписали первые руководители авиакомпаний - Сырым ОМАРЖАНОВ (Bek Air), Питер ФОСТЕР (Air Astana), Александр Блэр Трехерн ПОЛЛОК (Qazaq Air) и Владимир ДЕНИСОВ (SCAT).
- Фактически мы должны подать таможенную декларацию со списком запчастей и их серийными номерами, - объясняет гендиректор Bek Air Сырым Омаржанов. - Но с прошлого лета наши списки стали перепроверять, задаваясь вопросами типа: а вот эта штука действительно для самолета? может, вы ее сейчас по нулевой ставке растаможите, а потом продадите на сторону? Доходит до смешного! Чтобы приготовить чай в “Фоккере”, нужен специальный кипятильник, а он стоит 2000 евро. Да кому мы его перепродадим за такие деньги?! Но даже если мы найдем такого человека, где он будет воду кипятить? Устройство выпущено под электрическую бортовую сеть самолета - 115 вольт, 400 герц. Это авиационный стандарт. А в наших домах 220 вольт! Но самое главное - этот кипятильник есть в каталоге нашего самолета, то есть он перечислен в списке запасных частей.
И таких примеров масса. Например, в качестве напольного покрытия в пассажирских авиа­лайнерах можно использовать только ковролан класса пожаробезопасности 3А, квадратный метр которого стоит порядка 100 евро. В строительных магазинах можно найти более дешевые аналоги, их цена начинается от 10 долларов за квадрат, но укладывать их в самолетах запрещено, поскольку они легко воспламеняются. Поэтому перевозчики вынуждены брать дорогой товар. К слову, новый пол в авиалайнере обходится в 7-10 тысяч евро. Прибавьте сюда еще 20 процентов в виде пошлины…
- И ладно если бы наши споры ограничивались такими вещами, как кипятильники или раковины, - продолжает Сырым Омаржанов. - Но ведь цепляются даже к товарам, которые, кроме как в авиации, использовать негде! Заставляют, например, растаможивать покрышки для самолетов. Одно колесо стоит 700-800 евро, и его больше никуда не впихнешь, только на наш самолет. Нет, говорят, по размеру еще на грузовики можно ставить. Да где вы видели грузовики с покрышками по 250-300 тысяч тенге? Сам грузовик тогда должен стоить как “Фоккер” или “Боинг”!
Что интересно, открыто о трудностях во взаимоотношениях с таможенными органами согласился рассказать только руководитель Bek Air. Air Astana и Qazaq Air от комментариев отказались, а SCAT прислал короткое заявление:
“Позиция авиакомпании вполне однозначна: основная суть данного письма сводится к тому, что авиакомпании сталкиваются с большими расходами при при­обретении любых комплектующих и действия со стороны таможенного контроля значительно повышают стоимость ввозимых запасных частей, узлов и агрегатов и прочего. В конечном итоге это значительно увеличивает стоимость технического обслуживания и ремонта и в результате отражается на формировании себестоимости тарифов на авиаперевозки”.
Все четыре авиакомпании просят министров подтвердить, что есть ряд товаров, освобожденных от уплаты таможенных пошлин. И это не только авиационные двигатели, но и кипятильники с раковинами. Теперь в правительстве должны решить, какие аргументы в нашей стране более весомые - официальный документ комиссии Таможенного союза или сомнения таможенника, что раковина точно будет установлена в самолете.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее