Попробуй накажи
Генеральный прокурор Казахстана Жакип АСАНОВ (на снимке) назвал основные упущения действующего уголовного законодательства, которые приводят к большому количеству нераскрытых дел и жалоб на следствие. И хотя за мелкие кражи уже не отправляют на нары, а арестованных по стране стало меньше, некоторые слои общества абсолютно не защищены полицией и законом.
- Какие пять минусов мы увидели за эти два года? Первый - много жалоб на следствие. Ежегодно - до новых кодексов и сейчас - более 100 тысяч жалоб в год. Ввели разумные сроки следствия, ожидали ускорения процесса, а что имеем? В 2015 году свыше установленных сроков расследовано в 1,5 раза больше дел, чем при старом Уголовно-процессуальном кодексе. То есть оперативного следствия мы не получили. Адвокатам дали право собирать материалы, экспертизы проводить, опрашивать, все это должно было приобщаться к делам, но следователи отказываются их принимать. И адвокаты вынуждены идти к судьям, и вот такая волокита у нас получается. Потому что все это не точно отражено в УПК, - сказал генеральный прокурор Жакип Асанов вчера, выступая на парламентских слушаниях по вопросам модернизации национального законодательства в сфере уголовной юстиции.
Самое главное, что зачастую уголовные дела служат лишь дубиной по выбиванию долгов. Многие дела штампуют незаконно, лишая людей работы и бизнеса.
- Четыре месяца назад наша служба экономических расследований возбудила девять тысяч уголовных дел. Мы проверили - половина начата незаконно. А каждое уголовное дело - это три месяца прессинга бизнеса. Компании банкротились, люди лишались работы, казна теряла налоги, - констатировал генпрокурор.
Еще один минус заключается в системе наказаний, которая пока не работает на практике.
- Уголовные штрафы мы включили в санкции всех преступлений небольшой и средней тяжести, но они не заработали. Во всем мире штраф - самое действенное наказание. Этого требовал и президент еще в 2010 году, однако, как и шесть лет назад, их применяют менее чем к 5 процентам осужденных, - сообщил Асанов.
Вместе с тем семейных дебоширов в стране стали наказывать гораздо меньше, при том, что жертв бытового насилия нисколько не убавилось.
- Мы хотели сделать лучше - побои из КоАП перевели в УК. Думали, ужесточим наказание, но жертвы насилия стали более уязвимы. Почему? Потому что все бремя доказывания переложили на жертву. Полиция самоустранилась, потому что по закону она не обязана и не имеет права, более того - так как дела стали относиться к частному обвинению. То есть жертва должна сама найти свидетелей, найти соседей, кто знает, отобрать объяснения и, более того, в суде доказывать насилие над собой, - рассказал генпрокурор.
В 2016 году, как оказалось, бузотеров наказано в 10 раз меньше, нежели в прошлые годы.
- Это большой минус нашего УК, и мы признаем это. Потому что раньше агрессора по КоАП сразу закрывали на 15 суток, и у него было достаточно времени, чтобы подумать о своем поведении, - констатировал Асанов.
В заключение генпрокурор с оптимизмом отметил, что, несмотря на все минусы и недостатки, Уголовный кодекс стал значительно гуманнее, нежели в былые годы. Его репрессивность снижена на 30%.
- Раньше могли посадить даже за мелкую кражу, если он (преступник. - А. Н.) рецидивист. Такие перекосы сейчас исключены. Стало больше альтернативных наказаний. Люди имеют шанс исправиться без изоляции от общества и семьи, - уверяет Асанов.
Напомним, что Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы в последний раз меняли в 2014 году и ввели в действие с 1 января 2015 года.
Арсен НУРТАЗИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и с сайта prokuror.gov.kz Астана