Бензин удешевим, спортсменов наградим, монополистов накажем!
Премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ (на нижнем снимке) потребовал от Министерства национальной экономики разобраться наконец с неудержимым ростом тарифов на внутренние авиаперевозки.
Во вторник на заседании правительства члены кабмина обсудили состояние и перспективы транспортно-логистической инфраструктуры страны.
Особенно взволновало премьера удорожание перелетов между Астаной и Алматы.
- Министерство национальной экономики проводило расследование. Просто хотелось бы понять, какая ситуация сейчас. Завершили работу или все еще идет (расследование. - Л. Т.)? - потребовал ответа глава кабмина от министра национальной экономики Куандыка БИШИМБАЕВА.
Министр признал, что в последнее время значительно подскочили тарифы на внутренние авиаперевозки, в частности по направлениям Астана - Уральск и Астана - Алматы, и теперь комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции пытается разобраться в себестоимости авиаперевозок.
- К сожалению, компания (“Эйр Астана”. - Л. Т.) отказывает сейчас в предоставлении данных, связанных с себестоимостью выполнения авиарейсов. Я как член совета директоров фонда “Самрук-Казына” хочу официально отправить запрос в этот фонд, дочерние компании о предоставлении всех расчетов, связанных с себестоимостью выполнения рейсов. После этих данных можно будет вынести решение, является ли повышение цены злоупотреблением монопольным положением, - отрапортовал Бишимбаев.
Сагинтаев поручил ему завершить расследование и принять соответствующие меры.
- Я думаю, вопрос получения информации - это не проблема! В рамках антимонопольного законодательства надо работать, - сориентировал министра глава правительства. - Если есть какие-то субъективные моменты, использование антимонопольного дохода, тогда надо в соответствии с законом принимать решения.
К слову, уже произошедший рост тарифов на авиаперевозки, возможно, еще не предел. Как сообщил на заседании министр по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕК, к 2020 году казахстанский национальный авиаперевозчик “Эйр Астана” приобретет 13 новых самолетов: 11 воздушных судов семейства Airbus-320 и 2 дальнемагистральных Boeing-787. Касымбек также сообщил, что в 2017 году откроются восемь новых авиамаршрутов из Астаны, в частности в Прагу, Хельсинки, Вену, Варшаву, Будапешт.
Говоря о безопасности полетов, глава МИР поделился своими чаяниями. Так, по его словам, ведомство в последние годы активно работает над замечаниями Международной организации гражданской авиации ICAO и надеется на снятие ограничений для казахстанских авиакомпаний на полеты в Европу.
- Последняя валидация была в сентябре текущего года. Итоги показывают, что уровень эффективного внедрения стандартов, рекомендаций практики ICAO составляет по Казахстану 74 процента. Среднемировой уровень - 63 процента, среднеевропейский - 76 процентов, - не без гордости заметил Женис Касымбек.
Решение о снятии ограничений со всех казахстанских авиакомпаний, возможно, будет принято уже 23 ноября в Брюсселе, где министерство представит окончательный отчет о безопасности полетов.
Следующий грандиозный план МИР - увеличить к 2022 году количество платных автодорог до 7000 километров, что уже к 2020 году позволит пополнить казну на 33 миллиарда тенге. Г-н Касымбек подчеркнул, что речь идет именно о тех дорогах, которые уже реконструированы и модернизированы.
Рассказал глава МИР и о планах развития придорожного сервиса, отметив, что существующие сегодня порядка 2,5 тысячи объектов придорожного сервиса не соответствуют национальным стандартам. Согласно программе “Нурлы жол” до 2020 года на основных автодорогах построят 260 новых объектов сервиса. Ну а для стимулирования бизнеса в этой сфере создадут льготное кредитование. Обещают на местном уровне решить также вопрос подведения инженерных коммуникаций к объектам придорожного сервиса.
Премьер предостерег министра от незаконного и необоснованного сноса объектов:
- Женис Махмудович, когда мы будем их на международные стандарты переводить, те объекты, которые есть, чтобы они просто не уничтожались, не изымались или под бульдозером не сносились. Там же частная собственность, люди работают, кормят свои семьи!
Между тем министр энергетики Канат БОЗУМБАЕВ обнадежил казахстанских автовладельцев, заявив: цена на самый ходовой бензин АИ-92 может снизиться. В интервью журналистам после заседания правительства он объяснил недавнее подорожание топлива. На это, по его словам, повлияли два обстоятельства: плановый ремонт на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе и поломка установки каталитического крекинга на Павлодарском НПЗ. В результате доля дешевого казахстанского бензина АИ-92 начала снижаться, а объемы более дорогого российского топлива увеличились.
- Мы надеемся, что цена поменяется. В прошлом году мой коллега (экс-глава Минэнерго, ныне помощник президента Владимир ШКОЛЬНИК. - Л. Т.) отвечал на такой же вопрос в октябре, когда цена стала 127 тенге. Потом, в феврале, цена снизилась до 123. Выработка всех трех заводов буквально через неделю - десять дней покроет весь необходимый спрос. И доля казахстанского бензина, который чуть дешевле, будет в значительной степени преобладать над российским, - пообещал г-н Бозумбаев.
В свою очередь министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ прокомментировал журналистам допинг-скандал вокруг олимпийских чемпионок - тяжелоатлеток, от которых теперь Международный олимпийский комитет требует вернуть золотые медали.
- Юриспруденцию мы изучаем сейчас очень внимательно, - сказал министр. - Впервые у Казахстана такая ситуация. Вопрос не простой. Но я думаю, в ближайшее время уже сможем обнародовать международную точку зрения. Должна прийти официальная бумага от Международного олимпийского комитета, Международной ассоциации тяжелой атлетики.
Он сообщил, что собирается встретиться со Светланой ПОДОБЕДОВОЙ и Ильей ИЛЬИНЫМ.
- Сделаем предложение, чтобы наши спортсмены не остались без внимания. Мы же не можем субъективную точку зрения сказать: вот, мол, мы обязаны забрать (медали. - Л. Т.). Есть международные нормы, когда спортсмены имеют право не возвращать. Мы будем изучать этот вопрос, - заключил г-н Мухамедиулы.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора и Владимира Третьякова, Астана